За народное дело

№38 (1191) от 29 сентября 2020 г.

В Соколе в рамках программы «Народный бюджет» был отремонтирован пожарный водоём. | Фото со страницы Совета города Сокола в соцсети «ВКонтакте»

Вологжане неоднозначно относятся к программе «Народный бюджет»: одним она нравится, вторые считают, что население не должно второй раз вкладываться в то, что и так строится и ремонтируется на их налоги, а третьи хотят, чтобы возможности проекта были существенно расширены, но за счёт бюджета.

А муниципальные чиновники, в свою очередь, жалуются на недостаток инициативы со стороны граждан, которые не спешат придумывать и выдвигать «народные» проекты.

«Народный бюджет» — хорошая программа, но почему она требует, чтобы за строительство детских площадок, ремонт водопровода и благоустройство территорий платило население? Разве с нас не взимают налоги, которые нужны именно для того, чтобы государство могло обеспечить своим гражданам детские площадки, водопроводную сеть и благоустроенные дворы?» — с таким вопросом обратилась в «Премьер» вологжанка Галина.

По её мнению, создав эту программу, государство фактически избавило себя от выполнения части своих прямых обязанностей и переложило их на плечи населения.

Главы против народа

Интересно, что похожие претензии в адрес программы высказывают и некоторые руководители муниципальных образований.

«Население большинства сельских поселений не склонно проявлять активность при выдвижении проектов для «Народного бюджета», — сказал нам руководитель одного из поселений, пожелавший сохранить анонимность. — Мне не раз говорили это главы других поселений, и я сам могу это подтвердить. Люди знают о возможностях, которые предоставляет эта программа, но не спешат выступать с конкретными инициативами, хотя проблем в муниципалитетах немало».

Он отметил, что в сельских поселениях есть отдельные активисты, способные выдвинуть и разработать проект, однако обычно таких людей — считанные единицы. Собственно, именно они и являются авторами большинства проектов «Народного бюджета» в районах.

«В основном же муниципальным властям приходится буквально «тормошить» людей, чтобы они выдвигали свои предложения. Или мы сами придумываем проекты, а потом предлагаем их «инициативным группам», — жалуется наш собеседник. — Что касается последующей проработки предложенных идей: планирования, проектирования, подсчёта будущих затрат и т.д., — то эту, по сути, главную часть работы почти всегда берут на себя местные чиновники, которых, в свою очередь, контролируют из областного правительства. Зачем тогда вся эта бутафория с народными инициативами?»

«Отдельные главы муниципальных образований действительно предлагали нам отказаться от участия населения в программе, «убрать» его оттуда, — подтвердил «Премьеру» заместитель начальника Департамента внутренней политики Пётр Мухин. — Но мы каждый раз говорим им «нет». Участие людей в этом проекте — это ключевой момент, именно поэтому программа и называется «Народный бюджет». Люди должны принимать участие в жизни своих районов и стремиться улучшать её».

Он добавил, что многие выдвигаемые проекты действительно являются недостаточно проработанными — таковых бывает около 50-60 %.

«Но мы всегда помогаем их доработать и привести в соответствие с установленными требованиями, — заверил замначальника департамента. — В итоге 99 % заявок оказываются удовлетворены и получают финансирование из бюджета».

В деревне Куколовской Нижне-Важского сельского поселения Верховаж-ского района благодаря «Народному бюджету» появился спуск к реке Терьменьге. | Фото из группы «Верховажский район» в соцсети «ВКонтакте»

Другие мнения

«Народный бюджет» предоставляет муниципалитетам значительные возможности, поэтому плюсы от него очевидны, — сказала «Премьеру» глава сельского поселения Юровское Грязовецкого района Валентина Глазова. — Во-первых, эта программа позволяет решать актуальные проблемы, существующие на территории поселений. Во-вторых, благодаря ей люди обретают активную жизненную позицию и ответственность. Что касается инициативности, то жители нашего сельского поселения, например, очень инициативно придумывают и выдвигают различные проекты».

За всё время существования «Народного бюджета», отметила она, на территории Юровского поселения были реализованы шесть проектов: пошиты костюмы для Дома культуры в деревне Юрово, возведены памятники воинам-землякам, погибшим на Великой Отечественной войне, в Юрове и деревне Степурино, а также построены три детские площадки — в Юрове, Степурине и селе Минькино. Что касается седьмого проекта, детской спортивной площадки в деревне Скородумка, то он уже близок к завершению.

Кроме того, в ближайшее время планируется воплотить в жизнь ещё несколько начинаний: в Минькине отремонтируют хоккейный корт, в Юрове установят спортивные тренажёры на территории стадиона, а жители Скородумки хотят увековечить память воинов-земляков, которые вернулись с Великой Отечественной и трудились в деревне на благо своей малой родины.

«Дом культуры в посёлке Борок был отремонтирован в рамках программы «Сельский Дом культуры», однако перед ним продолжала стоять сцена для публичных выступлений — старая, неказистая, почти аварийная, — сказал «Премьеру» глава Кемского сельского поселения Никольского района Леонид Жеребцов. — Тогда работники Дома культуры выступили с инициативой заменить её в рамках программы «Народный бюджет». Рядом с новой сценой мы установили арт-объекты — две оригинальные скамейки: одна с надписью «Я люблю Борок», а вторая с сиденьем в виде клавиш пианино и фонарём, присоединённым к спинке».

По мнению глав поселений, доля софинансирования, которая возлагается на плечи населения в ходе реализации инициатив (5 % от общей стоимости проекта), весьма невелика и не обременяет граждан. А когда люди вкладывают в строительство или ремонт каких-либо объектов даже небольшую часть своих средств, они затем ответственнее относятся к поддержанию их сохранности, чем когда эти объекты возводятся полностью за счёт государства.

По новым направлениям

«Хотелось бы расширить перечень направлений реализации программы «Народный бюджет» и добавить туда, например, работы по благоустройству кладбищ: расчистку территории, подсыпку дорожек, обустройство и покрас­ку ограждений, — считает Валентина Глазова. — Если такое направление окажется включено в программу, многие люди будут этому рады».

«Добавить новые направления в программу не помешало бы, потому что имеющиеся привязаны к полномочиям, которые закреплены в уставах поселений, — солидарен с ней анонимный глава сельского муниципального образования. — В результате некоторые идеи — к примеру, строительство колодца — реализовать на уровне поселения становится очень сложно. Или люди хотят обустроить местное кладбище, но в программном списке такого направления нет. Хотя мы знаем, что в соседних регио­нах — в Костромской и иных областях — такие инициативы в рамках «Народного бюджета» спокойно реализуются».

По словам Петра Мухина, добавить в «Народный бюджет» новые направления просят очень многие муниципальные образования, и особенно они хотят увидеть в этом списке пункт с названием «ремонт и содержание дорог». Однако говорить о каком-либо расширении пока рано.

«Судя по ежегодному приросту чис­ла заявок на участие в программе, перечень имеющихся направлений ещё не исчерпан, — уверен он. — Поэтому говорить об увеличении их количества преждевременно».

Наша справка

«Народный бюджет» — программа, которую Вологодская область начала реализовывать в 2015 году. В её рамках на территории районов реализуются небольшие проекты по благоустройству территорий, строительству, ремонту, закупке оборудования и т.д. Финансирование при этом осуществляется по следующему принципу: 5 % от стоимости проекта составляют добровольные пожертвования граждан, 25 % — инвестиции из муниципального бюджета и добровольные пожертвования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а 70 % — капиталовложения из бюджета Вологодской области.

93
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.