«Всегда на связи»

№4 (1208) от 2 февраля 2021 г.

Мэр Вологды — о том, как он стал звездой прямых эфиров в соцсетях.

Уже почти 10 месяцев мэр Вологды Сергей Воропанов еженедельно выходит в прямой эфир в соцсетях. Это необычный опыт для чиновника такого ранга. По сути, Воропанов — единственный мэр Северо-Запада, который регулярно получает обратную связь от горожан посредством общения в прямом эфире, отвечая на неподготовленные, не «прилизанные» и не отобранные его помощниками «правильные» вопросы. О том, тяжело ли быть «журналистом» и зачем ему всё это нужно, — в материале «Премьера». 

Коронавирус и эмоции

Выйти в Сеть Сергея Воропанова в буквальном смысле заставила пандемия коронавируса. Десять месяцев назад, когда пандемия начала накрывать Россию, а о новом вирусе почти ничего не было известно, вологжан охватили тревожные настроения. Коронавирус стал темой номер один в социальных сетях, а вместе с ним — темой всевозможных домыслов, слухов и откровенных спекуляций. Людям как никогда было нужно понимание того, что власть контролирует ситуацию, а главное — слышит и знает их проблемы. 

Первый эфир Сергея Воропанова состоялся в конце марта 2020 года, когда вся страна ушла из-за коронавируса на карантин. Фактически не работали детские сады, школы ушли на «дистанционку», не работали многие предприятия и организации. Эфиры мэра по ситуации в те дни были ежедневными, а градус эмоциональности зашкаливал. По факту, все свое недовольство, все свои опасения и тревогу горожане выплеснули на власть.

 

Уже почти 10 месяцев мэр Вологды Сергей Воропанов еженедельно выходит в прямой эфир в соцсетях. 

Эфиры Сергея Воропанова собирали огромное количество просмотров, вопросов, часто просто оскорбительных «выкриков с мест». Мэру нередко ставили в вину излишнюю эмоциональность во время эфиров, особенно за выпад в адрес одного из «диванных» комментаторов: «Сами вы идите туда». 

«Очень сложно первое время было держать себя эмоционально, когда пишут «мэр — придурок», оскорбляют, пишут: то неправильно делаешь, это не так делаешь, — вспоминает Сергей Воропанов свой первый опыт общения с горожанами «без цензуры». — В такие моменты хочется, как любому нормальному мужику, провести определенные ответные действия. Но потом я научился спокойно реагировать на подобные выпады». 

Мэру удалось справиться со своими эмоциями, а заодно — с эмоциями вологжан, которые, получая практически в ежедневном режиме информацию из первых уст, ответы на волнующие вопросы, тоже постепенно успокоились. За первые два месяца Сергей Воропанов провел 45 прямых эфиров, получивших название «В нерабочий полдень». В сумме эти эфиры собрали 4,8 миллиона просмотров и 45 тысяч комментариев. 

Очень сложно первое время было держать себя эмоционально, когда пишут «мэр — придурок», оскорбляют, пишут: то неправильно делаешь, это не так делаешь. В такие моменты хочется, как любому нормальному мужику, провести определенные ответные действия. Но потом я научился спокойно реагировать на подобные выпады

Прямые трансляции проводились не только из кабинета мэра, но и в других локациях. Вологжане смогли увидеть, как проходит ремонт школ, как волонтеры доставляют продукты нуждающимся. Во время одного из таких эфиров Воропанов сам выступил в роли волонтера и доставил продуктовый набор многодетной семье. Часто во время выездов мэра в прямом эфире начальники департаментов городской администрации получали поручения, о выполнении которых мэр рассказывал в ходе следующих эфиров. 

Весной одной из тем «коронавирусных эфиров» стала стрижка мэра. Волог-жане так часто задавали Сергею Воропанову вопрос о том, где он стрижется, ведь парикмахерские закрыты, что он объявил конкурс на лучший мем о том, как будет выглядеть его прическа после карантина, и пообещал приз — мешок гречки. Итоги подвели также в прямом эфире — гречку получил автор мема, где Воропанов с длинными волосами за рулем мотоцикла. Спецприз — бочонок вологодского масла — отправился в редакцию газеты «Коммерсант», которая одной из первых в федеральных СМИ написала про необычный конкурс мэра из Вологды. 

ЧЕГО-ТО НЕ ХВАТАЕТ

С конца мая, когда первая волна коронавируса пошла на спад, а общество начало выходить из карантинного сумрака, эфиры мэра Вологды стали проводиться реже, но по-прежнему фактически дважды в неделю. К ответам на вопросы горожан Сергей Воропанов решил подключить своих замов и начальников департаментов. Правда, не у всех это получилось, и эфиры постепенно сошли на нет. 

«Мои коллеги (заместители мэра и начальники департаментов. — Прим. ред), честно говоря, перекрестились, когда я сказал, что буду выводить их в эфиры только по мере необходимости», — говорит Сергей Воропанов. 

Сам же он по-прежнему оставался на связи с вологжанами в соцсетях. Безусловно, одной из главных темой продолжала оставаться пандемия коронавируса и связанные с ней вопросы. Работа медицинских учреждений, скорой помощи, тестирование на коронавирус — все эти вопросы вологжане задавали и продолжают задавать по сей день. Осенью вологжане завалили мэра жалобами на работу скорой помощи. Сергей Воропанов не только просил называть конкретные адреса, где людям пришлось долго ожидать приезда бригады скорой помощи, но и в конце концов прямо в эфире заявил, что городская администрация выделит свои автомобили для того, чтобы помочь медикам быстрее доезжать до пациентов. Часто вопросы, которые присылают мэру в эфир вологжане, носят личный характер, и тогда Сергей Воропанов просит связаться с ним в личных сообщениях. 

С наступлением зимы к традиционным темам, связанным с пандемией коронавируса, добавились коммунальные — уборка дворов от снега, расчистка дорог и тротуаров. Эта тема стала основной в первом эфире Сергея Воропанова в наступившем году. К слову, он вышел в эфир, не дожидаясь окончания новогодних праздников, — 4 января. 

«Уже как будто чего-то не хватает, да и не могу я без дела в праздники сидеть, надо заниматься, — признается Сергей Воропанов. — Когда я провел этот эфир, понял, что в целом жители наши находятся в праздничном, расслабленном состоянии, кроме уборки снега, их ничего не беспокоит. И уже со спокойной душой продолжил проводить новогодние праздники». 

Во время прямого эфира 4 января мэр предложил вологжанам отметить дворников, которые добросовестно выполняют свою работу, и написать ему в комментариях адреса. А 20 января во время выездной планерки наградил лучших, а также проехал по адресам, которые горожане чаще других называли в числе «неблагополучных» по уборке от снега. 

БОЛЬШЕ КОНСТРУКТИВА

Сегодня вологжане настолько привыкли к мэру в эфире, что уже заранее спрашивают его в соцсетях, будет ли эфир, и волнуются, если выход эфира задерживается. Накал эмоций постепенно сошел на нет, в комментариях стало гораздо меньше откровенного флуда и оскорбительной риторики, гораздо больше конструктива. При этом мэр признается, что не занимается «зачисткой неугодных». 

«Да, у меня есть помощники, которые следят за тем, чтобы в комментариях не появлялся откровенный мат, такое сразу удаляется, — признается Сергей Воропанов. — Все остальные вопросы, если они сформулированы без использования ненормативной лексики, оставляем. Люди имеют право на то, чтобы высказать свою точку зрения». 

Ответить на все вопросы, которые поступают, а это традиционно в среднем две сотни, за время часового эфира физически невозможно. Обычно мэр выбирает наиболее актуальные вопросы, которые задают вологжане  разными словами, но по факту об одном и том же. 

БАРОМЕТР СОЦИАЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЙ

В начале января компания «Медиалогия» выпустила рейтинг мэров и глав областных столиц в Северо-Западном федеральном округе за 2020 год. Учитывалось количество цитирований в СМИ: на телевидении, в газетах, онлайн-изданиях. Первое место с большим отрывом занял Сергей Воропанов. В прошедшем году его упоминали более 68 тысяч раз — это почти в два раза больше, чем у его коллеги мэра Мурманска. По факту обеспечить первое место в этом рейтинге мэру помогли именно прямые эфиры и то количество информационных поводов, которое дает Сергей Воропанов во время каждого из них. 

Но рейтинги — это не главное, признается Сергей Александрович, который для многих вологжан стал по сути не просто мэром, а ведущим еженедельной информационной передачи, только не на федеральном, а на местном канале. Секрет их популярности в первую очередь в том, что, «приходя в дом» каждую неделю в назначенный час, рассказывая о самом главном, они становятся для многих «своими» людьми, которым можно доверять. 

«Это, конечно, сложно — давать неподготовленные заранее ответы на вопросы, которые пишут мне жители нашего города. Но мне это интересно. Такие эфиры — это барометр социальных настроений. Это очень важный опыт, и я буду продолжать пользоваться этой прекрасной возможностью разговаривать и быть на связи с людьми. Хочу сказать спасибо вологжанам за обратную связь!»

250
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.