Вечность в кадре

№8 (1212) от 2 марта 2021 г.

Алексей Кириловский, фотограф и руководитель вологодского фотоклуба «Северянин», возрождает технологии съемки, известные с XIX века. Исходя из опыта, он может сказать, что по некоторым характеристикам аналоговая техника превосходит цифровую. Но самое главное, что результат съемки долговечен.

Фотографией Алексей увлекся еще в школьные годы. 

Первым его фотоаппаратом стал подаренный дедом «Смена-8М». Дед показал и весь технологический процесс: как снимать, как проявлять пленку. 

«Когда я был школьником, фотолюбительство было распространено. К концу 80-х во многих  семьях имелись фотоаппарат и фотопринадлежности. Фотоматериа-лы продавались в универмагах. В начале 90-х особой популярностью пользовалось фотокопирование — это  являлось самым доступным способом  тиражирования изображений. Особой популярностью у школьников пользовались фотокружки, потому что там можно было делать копии афиш боевиков, которые показывали в видеосалонах. Многие копировали и обменивались изображениями со Сталлоне, Брюсом Ли, Бельмондо, Шварценеггером», — вспоминает Алексей.

Алгоритм действий прост, его тогда знали многие старшеклассники. Изображение-первоисточник прикладывали к фотобумаге, прижимали стеклом и засвечивали включением  настольной  лампы, проявляли. Таким образом получали негатив, а после прикладывали его к той же фотобумаге,  получалось обычное позитивное изображение. Так можно было сделать много копий.

Негативное изображение фотоаппарата. Пробный снимок на ФКД, проявленный на фотобумаге.

В школьные годы Алексей ходил заниматься фотографией в кружок  Дома пионеров на Советском проспекте (сейчас это  Детский музыкальный театр). После армейской службы продолжил увлечение  фотографией, совершенствовал понимание  композиции, общаясь с вологодским фотографом Валентином Ховалкиным. В дальнейшем стал участником фотоклуба при  ВоГТУ «Объектив», которым руководила фотохудожник Наталия Трофимова. 

Пробовал себя Алексей Кириловский и в журналистике: был внештатным  фотографом «Красного Севера», публиковался  также в газете «Благовестник», журналах «Вологодский лад» и «Рандеву». 

Основная профессия Алексея с фотографией не связана, хотя, по его словам, у лазерной установки, с которой он имеет дело на работе, и фотоаппарата есть общие принципы действия, и навыки фотосъемки скорее помогают, чем мешают. 

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Алексей Кириловский один из немногих, кто не выкинул свой чемодан с фотопринадлежностями после того, как необходимость увеличивать и проявлять кадры пленки в домашних условиях отпала. Техника развивалась, процесс всё более автоматизировался. Но, несмотря на профессиональные навыки владения цифровым фотоаппаратом, Алексей всё же отдает предпочтение аналоговой технологии хранения информации. 

«Одной из важных характеристик для меня является долговечность: у негативной фотоплёнки на основе галогенида серебра срок хранения до 500 лет. На данный момент ни один из цифровых носителей, доступных для частного гражданского использования, ни сроком хранения, ни надёжностью конкурировать с фотоплёнкой не может. Я достаю из старого чемодана пленки своего детства, и это своеобразная машина времени получается. Все аналоговые носители тем и хороши, что информацию из них можно извлекать без всякого посредничества. Чтобы увидеть отпечатанное изображение, достаточно солнечного света. Это не флешка, для прочтения которой требуется электричество, устройство считывания данных, программное обеспечение», — считает фотограф.

Фотоаппараты в жизни Алексея появлялись разные. Например, есть в его коллекции пленочная «Москва-5» 1959 года выпуска. Фокусировка на нем производилась точно,  с помощью дальномера. Пленка в этот аппарат заряжается среднего формата (6 см). Формат кадра  достаточен для печати контактным способом. Снимок получается небольшой  — 6 см на 9 см.

Однако сейчас, как грустно отмечает Алексей, «Москва-5» своих прежних функций выполнять уже не в состоянии. Как  и  любая сложная техника, она подвергается износу в процессе эксплуатации и требует обслуживания и ремонт, а это самая настоящая проблема. Мастера, способные починить эти реликты, остались только в Москве или в Санкт-Петербурге. 

ПРИРУЧИТЬ ФОТОАППАРАТ

«Техникой и технологией всё же следует владеть, насколько это максимально возможно, вплоть до возможности отремонтировать, восстановить функциональность. А техника с каждым годом становится  всё сложнее и сложнее, например, смартфоны живут «своей жизнью». Получается, что всеми  необходимыми специальностями для ремонта  и сервиса современного электронно-механического фотоаппарата обладать невозможно», — считает Алексей Кириловский. Фотограф решил найти для себя «ручной» вариант. Таковой оказалась фотокамера дорожная (ФКД) 13х18 см. Ее Алексей при-обрел в этом году. 

«С такими работали фотографы в советское время. Камера выпус-калась в СССР с 1930-го по 1987 год, имела штатный объектив И-51 без затвора. Выдержки отрабатывались вручную с помощью крышки. Чтобы отсчитать время выдержки, подбираешь слова: например, двадцать четыре», — отмечает фотограф. Подобной фотокамерой, но более крупной — для павильонной съемки, пользовался и знаменитый вологодский фотограф Абрам Бам.

На человека можно было использовать всего две пластинки, ошибиться — всего один раз. 

«Любая погрешность, нарушение технологического процесса приводит к браку. И добиться очень качественного снимка можно, только имея практику», – делится опытом Алексей.

Со своей ФДК он выходит на улицы города. Камера дисциплинирует: с ней внимательней приглядываешься к окружающей действительности, тщательнее выбираешь ракурс, так как неудачный кадр дорого обойдется. Ведь материалы для таких аппаратов уже не продаются в обычном магазине, их нужно заказывать по интернету, иногда из-за рубежа. 

ВИД ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Фотографию Алексей считает прежде всего технологией, а не искусством: «Когда говорят о фотографии, надо подразумевать, что это технический процесс. А вот если рассматривать само изображение, то подчинение  композиции и стиля  идее — это и есть искусство». 

В своей творческой работе Алексей старается исследовать и учитывать все аспекты исследуемого предмета. Немало времени занимает при этом обдумывание того, как это выразить визуальным языком. 

Работы Алексея выставлялись в 2018 году в Музее забытых вещей в Вологде. На создание выставки «Простые вещи» фотографа вдохновила книга философа-постмодерниста Жана Бодрийяра. А галерея портретов вологодских поэтов и писателей была выставлена в Вологодском музее-заповеднике. Эту серию Алексей Кириловский продолжает дополнять. В планах есть и еще один проект, но его содержание пока секрет. 

162
0
Похожие статьи
  • 17 июня' 20 | Жизнь, Знай наших!

    Фотоработы уроженца Вологодской области Евгения Герасимова и его жены Карины используют в рекламе такие известные бренды, как Samsung, Huawei, Philips, Chevrolet.

    400
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.