Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

В поиске сигнала

№50 (1203) от 22 декабря 2020 г.

В Госдуме сняли с рассмотрения законопроект о дистанционном образовании, однако технические детали того, как его осуществлять, продолжили обсуждать. 

Правительство РФ утвердило положение о федеральном эксперименте, одним из компонентов которого является дистанционное образование.

Эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды начался с 10 декабря. 

Какие именно регионы будут участвовать в эксперименте, пока неизвестно. Их перечень должны определить в течение месяца. Так что Вологодская область вполне может стать площадкой для эксперимента. План мероприятий необходимо утвердить в течение трёх месяцев. По итогам эсперимента цифровую образовательную среду будут внедрять повсеместно.

Дух времени

Можно долго спорить, стала ли пандемия коронавируса поводом для серьёзного продвижения в цифровизации образования. По большому счёту, говорили об этом давно. В своём Послании Федеральному собранию 15 января нынешнего года президент России Владимир Путин затрагивал эту тему. В частности, он говорил о том, что в 2021 году все российские школы должны получить подключение к высокоскоростному интернету, «что позволит в полном объёме приступить к цифровой трансформации отечественной школы, обеспечить доступ педагогов и учеников к передовым образовательным программам, внедрять индивидуальные подходы к обучению, направленные на раскрытие способностей каждого ребёнка».

В обществе введение «дистанта» весной нынешнего года в связи с пандемией восприняли неоднозначно, а по стране прокатились пусть и не массовые, но протесты. Школьники и студенты испытывают проблемы с мотивацией и невозможностью получить оперативную обратную часть от учителя или преподавателя. Проблемы с мотивацией, в свою очередь, «бьют» по их родителям, которые вынуждены принимать для организации образовательного процесса дополнительные меры, причём порой ценой собственного рабочего времени. С другой стороны, для многих понятно, что развитие технологий рано или поздно приведёт к дистанционным формам обучения, причём независимо от того, хотят ли этого педагоги, школьники и их родители.

Согласно документу российского правительства от 9 декабря нынешнего года, цифровую образовательную среду будут в рамках эксперимента внедрять в качестве дополнительного механизма образовательного процесса. Механизм должен обеспечить «равные условия качественного образования учащихся вне зависимости от места их проживания». Под цифровой образовательной  средой понимают совокупность условий для реализации образовательных программ. Среди её компонентов — электронное обучение, дистанционные технологии образования, электронные информационные ресурсы и сервисы.

Главной задачей цифровой образовательной среды является создание и последующая эксплуатация специальной информационной цифровой системы. Систему необходимо внедрить во всех образовательных организациях и профильных органах власти. Кроме бесперебойной работы скоростного интернета требуется везде установить и поддерживать соответствующее программное обеспечение и оборудование. Среди прочего необходимо будет обеспечить «проведение с использованием информационно-коммуникационной образовательной платформы онлайн-трансляций учебных занятий с возможностью массовых просмотров и комментирования».

Елена БАХТЕНКО, депутат Законодательного собрания Вологодской области, член Комитета по образованию, культуре и здравоохранению:

— Дистанционное образование как таковое, конечно же, имеет право на существование. Но готовы ли мы к этому? Оно ведь не так дёшево, как выглядит на первый взгляд. У каждого ребёнка в каждой семье должен быть отдельный компьютер с выходом в интернет. Вторая проблема — это ресурсы образовательной организации, её технические возможности, готовность педагогических работников использовать современные технологии в образовательном процессе. Для начальной школы, я считаю, дистанционное образование вообще неприменимо: ребёнка сначала нужно научить учиться. Оно применимо, когда ученик уже научен учиться, когда он самостоятельно может планировать свою деятельность, сам себя контролировать. Кроме того, остаётся вопрос, как осуществлять воспитательный процесс, дистанционно делать это невозможно.

ПОЙМАТЬ СИГНАЛ

В тот же день, когда в правительстве подписали положение об эксперименте, Госдума вернула на доработку законопроект о дистанционном образовании. Он короткий и устанавливает право образовательных организаций применять в процессе обучения «дистант». Порядок его применения по логике проекта должны определять профильные федеральные органы государственной власти. 
«Вопрос до конца не проработан, но он снова оказался в повестке дня. Там ничего не изменилось. Широкого обсуждения не было. Но самое главное, что этот вопрос вызывает мощнейший отрицательный резонанс у населения. Очень много протесов и заявлений от граждан нашей страны», — выступила резко против депутат из КПРФ Вера Ганзя.

«Единая Россия» согласилась с доводами КПРФ, что бывает не так уж и часто.  «А как у нас получилось, что при отсутствии консенсуса, а тем более достаточно такой резонансный законопроект, мы без слушаний выносим на рассмотрение Государственной думы?» — возмутился спикер Госдумы Вячеслав Володин. 

Выяснилось, что ни фракция «Единой России», ни профильный комитет не настаивают на его срочном рассмотрении. 

«В этом законопроекте вообще идёт речь не о том, вводить или нет электронное обучение, а о некоторых технических деталях того, как это осуществлять, когда оно введено. Речь не идёт о том, что мы можем принятием или непринятием этого закона как-то повлиять на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране. Какой-то спешки в принятии этого закона нет, он находится на рассмотрении в комитете уже в течение нескольких месяцев. Мы считали, что можно принять этот законопроект за основу и решить в нём несколько технических моментов», — заявил в ответ на критику председатель Комитета по образованию и науке, единоросс Вячеслав Никонов. А вот полпред российского правительства в Госдуме Александр Синенко заявил, что правительство законопроект поддерживает, о чём уже представляло отзыв.

Наконец, Вячеслав Володин привёл самый «убойный» довод: «Надо пригласить и учительское сообщество, с ним обсудить. А у нас вообще есть возможность полноценного дистанционного обучения? У кого-то есть интернет, у кого-то нет. Мы с вами знаем разные случаи, в том числе когда на деревья залезают и оттуда пытаются поймать сигнал этого дистанционного обучения. Особенно зимой понятно чем это закончится: мы хотим защитить от пандемии, а воспаление лёгких схватят на морозе, сидя на дереве в поиске сигнала». В результате законопроект единогласно сняли с рассмотрения. При этом спикер Думы высказался в том духе, что нечего тратить драгоценное время, необходимое для работы с законопроектами, имеющими приоритетный статус.

 

 

78
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 07 апреля' 20 | Образование

    С понедельника, 6 апреля, школы области начали свою работу в режиме дистанционного обучения. Для многих образовательных учреждений воскресенье стало днем горячей подготовки.

    186
    0
  • 12 ноября' 20 | Образование

    Вологодские школьники требуют перехода на дистанционное обучение

    265
    0
  • 29 января' 21 | Образование

    Когда в Вологодской области, как и по всей стране, вводилось дистанционное обучение из-за ситуации с коронавирусом, это вызвало массу недовольства среди школьников, их родителей и учителей. Однако с начала учебного года 2020/2021 некоторые семьи сами пожелали перевести своих детей на «удаленку», и далось им это с трудом.

    47
    0
  • Школьникам из сельской местности, где нет устойчивой сотовой связи и возможности подключиться к интернету, приходится делать уроки на улице.

    366
    0
  • 31 марта' 20 | Тенденции

    На досрочные каникулы отправлены школьники, дистанционно учатся студенты вузов и ссузов. С 27 марта в регионе объявлен карантин, и всем жителям рекомендовано ограничить перемещения и контакты. Учреждения переводят сотрудников на домашний режим работы. Как работается и учится на удаленке?

    190
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.