Сила воображения

№41 (1194) от 20 октября 2020 г.

Александр Чупин: «Собирать спектакль, сводить техническую часть, чтобы и артисты на площадке, и музыка, и декорации, сценография — всё слилось в единый организм — это было самое трудное».  | Фото из группы ТДиМ «ВКонтакте»

Премьера спектакля «Варшавский набат» (16+) о подвиге польского педагога Януша Корчака состоялась 16 октября в вологодском Театре для детей и молодежи. Постановка открыла 45-й театральный сезон.

Премьера была приурочена к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и должна была состояться в апреле, однако из-за пандемии ее перенесли. После долгого перерыва репетиции возобновились в сентябре.

Спектакль поставлен по пьесе «Варшавский набат» советского драматурга Вадима Корастылева. По согласованию с дочерью автора режиссер Борис Гранатов внес в произведение изменения, добавив туда слова самого Януша Корчака. На сцене разворачивается история, произошедшая в 1942 году в Варшаве. По сюжету пьесы директор детского дома для еврейских детей вместе с воспитанниками отправляется в лагерь смерти около деревни Треблинки. До последнего вздоха он старается вытеснить страх из детских сердец верой в сказку и погибает вместе со своими воспитанниками в газовой камере. И самое печальное в этой истории «то, что она случилась на самом деле».

Великий учитель

Прототипом главного героя пьесы — Учителя (его роль исполняет Андрей Камендов) — стал польский врач и педагог Хенрик Гольдшмидт, писавший повести, рассказы и сказки под псевдонимом Януш Корчак. Он родился в обеспеченной еврейской семьей, но после того, как его отцу диагностировали психическое расстройство, семейное благосостояние сильно пошатнулось, и с 15 лет Хенрик уже подрабатывал репетитором, чтобы помочь родным. Он окончил медицинский факультет Варшавского университета, служил военным врачом в Русско-японскую войну и Первую мировую войну. Молодой Хенрик набирался опыта на стажировках в Германии и Франции. Врачебной прак-тикой он мог бы обеспечить себе безбедное существование, однако оставил эту профессию и посвятил себя педагогике, основав в 1911 году «Дом сирот» для еврейских детей на улице Крохмальной в Варшаве.  

Его подопечные не были ангелами. На улице они привыкли воровать, не особо задумывались о чистоплотности, некоторые даже на кроватях первое время спать не могли. Они объявляли войну правилам детского дома, своему учителю и другим воспитателям, рисовали на стенах и громили утварь, но и такими учитель их принял. Януш Корчак говорил, что не хочет подчиняться правилам, которые придумывают для него дети, равно и дети не должны жить по правилам, которые диктует им он, — правила должны создаваться совместными усилиями. Так в доме на Крохмальной выстроилась своеобразная Республика ШКИД со своим самоуправлением, товарищеским судом, который чаще выносил два приговора: оправдать или простить.

Среди выпускников детского дома не было великих артистов, политиков и художников, зато эти дети, пройдя через заботливые руки Януша Корчака, становились добросовестными рабочими и ремесленниками. Но последним воспитанникам судьба не подарила этой возможности, вернее, эту возможность у них отобрали фашисты. Дети погибли, так и не повзрослев, не воплотив свои стремления стать машинистами и артистами.

«Так как это история об учителе, о педагоге, все мои мысли были направлены на детскую составляющую этого спектакля. Перед нами двести детей, хотя на сцене мы видим только пятерых. У них нет родителей, мама и папа для них — это один человек, Учитель. На мой взгляд, детей невозможно обмануть. То, что актеры называют верой в предлагаемые обстоятельства, у детей врожденное качество, но с годами оно исчезает. В работе над пластикой этого спектакля самым сложным и интересным для меня было найти максимально детские и естественные средства выразительности», — рассказывает хореограф Наталья Петрова-Рудая.

Кадры хроники

В спектакле задействованы реальные исторические фотографии и кадры кино-хроники. Они проецируются на экраны позади актеров. «Кадры хроники идут контрапунктом к тому, что происходит на сцене. Спектакль — это всё равно некий вымысел, ведь мы не жили в то время. К примеру, я не могу сказать, что такое для меня война, потому что не знаю, не держал в руках автомат, не убивал людей. Поэтому, как понимаем эту историю мы, сыграют артисты, а как это было на самом деле, покажут кадры хроники», — объясняет ассистент режиссера Александр Чупин.

| Фото из группы ТДиМ «ВКонтакте»

Во время спектакля в снимки маленьких узников концлагерей точно в свое будущее начинают всматриваться воспитанники детского дома. Учитель всячески пытается оградить их от этой реальности, говорит о том, что они едут на дачу и солдаты не причинят зла. И детское воображение оживает, превращая звуки разрывающихся снарядов в мелодию флейты, а оберштурмбаннфюрера СС — в злобного карлика со своими оловянными солдатиками.

Трогательно и пронзительно звучит на фоне развивающихся событий польская народная колыбельная о принцессе, влюбившейся в музыканта. Сначала ее вживую на сцене  исполняет жена эсэсовца Конрада Вольфа Маргарита (ее играют в очередь Наталья Авдеенко и Алла Петрик) и безымянные женские персонажи (Наталья Исаева, Екатерина Чаукина, Виктория Парфентьева и Ольга Юганова). В конце спектакля колыбельная звучит на польском языке в записи в исполнении  актрисы Татьяны Варенья.

Не единственная возможность

«Идиот! Для тебя была только эта возможность выйти отсюда!» — кричит оберштурмбаннфюрер Конрад Вольф Учителю, когда тот рвет свой пропуск, чтобы отправиться вместе с детьми в лагерь смерти.

Но она была не единственной. Янушу Корчаку эта возможность представлялась несколько раз: когда еврейских сирот забирали в Треблинку, воспитателям приказали оставаться в гетто, но они не остались.

После немецкий комендант, отвечавший за погрузку эшелона, узнал в Учителе автора своей любимой книги «Банкротство маленького Джека» и хотел отпустить его. Освободить ученого пытались и бойцы группы польских подпольщиков. Но ни одной из этих возможностей Януш Корчак не воспользовался, потому что ни одна из них не предполагала спасения всех его воспитанников. Он предпочел пойти на смерть вместе с ними и доказал своим примером, что «не все люди мерзавцы».

«Я думаю, что каждый в этом спектакле найдет свое. Дети, которые не знают историю, немного окунутся в то время, задумаются, посмотрят и увидят, может быть, себя в каких-то исполнителях, которые на сцене будут проживать жизнь детей, попавших в гетто. А взрослые, может быть, задумаются о своем отношении к детям», — считает ассистент режиссера Александр Чупин.

Героиня пьесы Млада говорит, почему она хотела попасть в страну, где нет неба: «Если нет неба — негде летать самолетам, и нет бомбежек».  | Фото из группы ТДиМ «ВКонтакте»

47
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 06 октября' 20 | Театр

    3 октября, в день рождения воина, поэта и писателя Михаила Лермонтова, в Вологодском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Маскарад» по одноименному произведению классика. Она открыла новый 172-й театральный сезон.

    108
    0
  • 18 ноября' 20 | Театр

    13 ноября на малой сцене Вологодского театра кукол «Теремок» состоялась премьера музыкального спектакля «Парк культуры и отдыха».

    69
    0
  • 20 мая' 19 | Театр

    Поиграть в абсурд приглашает Вологодский драматический театр. 15 мая на малой сцене состоялась премьера спектакля «Человек из Подольска» по одноимённой пьесе Дмитрия Данилова.

    86
    0
  • 30 октября' 20 | Театр

    Взойти на голгофу вместе с героями романа Достоевского и заглянуть в глубину русского характера приглашает вологжан Камерный театр. 23 октября состоялась премьера спектакля «Всечеловеки. Made in Russia» по произведению «Братья Карамазовы».

    37
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.