Школа или филиал?

№9 (1213) от 9 марта 2021 г.

Новая школа на улице Возрождения в Вологде станет частью уже существующей школы № 26. Такое решение удивило вологжан, так как здания расположены далеко друг от друга. 

Проектом предусмотрены современные мастерские, три спортивных зала, информационный библиомедиацентр. Контракт на строительство заключен с ЗАО «Горстройзаказчик», которое возводило Центр образования № 42 на улице Северной в 2018 году, а с 2020 года строит детский сад на улице Народной.

Планируется, что для учеников новая школа откроет двери уже 1 сентября 2022 года. Изначально ей хотели присудить № 43. Но на публичном отчете мэр Вологды Сергей Воропанов рассказал о том, что учреждение станет филиалом школы № 26 микрорайона ПЗ-23. 

«Мы стараемся в наших школах делать специализацию. И руководитель 26-й школы Лариса Лукичева как раз практикует специализацию в области физики, математики. Эти специалисты нам нужны в городе. Лариса Валерьевна очень активный и амбициозный директор, поэтому мы попросили ее взять под контроль здания обеих школ», — объяснил градоначальник.
С момента забивки первой сваи будущий руководитель будет контролировать процесс строительства и присутствовать на всех планерках.

Новый корпус — старые традиции 

Школа № 26 и новая школа на Возрождения находятся приблизительно в трех километрах  друг от друга, если ехать по Окружному шоссе. Но директор Лариса Лукичева не считает это проблемой. «Новое здание — это не филиал, а еще один корпус школы № 26», — поправляет она. 

«В старом здании будут учиться дети, которые живут ближе к нему, а в новом — дети микрорайона Южная Крепость, — поделилась своим видением ситуации руководитель. — Таких примеров множество по всей стране — в Чебоксарах, в Екатеринбурге, в Самаре. Сейчас очень распространен опыт, когда успешной школе дают второе здание для того, чтобы соблюсти традиции и преемственность и в то же время развиваться, так как у школы появляются новое оборудование, новые возможности. И то, что корпуса находятся не рядом, никому не мешает».

По словам Ларисы Лукичевой, в новое здание перейдет работать часть учителей 26-й школы: «Так нам легче будет выстраивать работу и подбирать новых людей под уже сложившийся профессиональный коллектив. Сейчас самое востребованное образование — это естественно-научное и математическое, и мы будем делать упор на данных областях знания. В новом здании для этого будет современное оборудование».

Мэр Вологды Сергей Воропанов вместе с губернатором Олегом Кувшинниковым осмотрели место строительства будущей школы.  Предстоит возвести два корпуса — учебный и физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК). В трехэтажном здании будут учиться 1000 человек. | Фото со страницы Сергея Воропанова

ШКОЛЬНЫЙ СИМБИОЗ

Попытка расширить масштабы у 26-й школы уже была. Идея ее объединения с соседней школой № 22 озвучивалась еще в 2012 году, а в 2016 году достоянием общественности стал проект создания центра образования из двух этих учреждений.  В качестве вариантов рассматривали также присоединение детского сада и техникума, чтобы наладить полный цикл образования в рамках одного учреждения. Но родители и представители проф-союзной организации выступили против создания такого «чудовища Франкенштейна». 

Однако идея объединения нескольких школ в одну всё же нашла воплощение на территории Вологодской области. За примерами далеко ходить не нужно. В Череповце это Центр образования им. И. А. Милютина. Он включает в себя два структурных подразделения: гимназию № 8 и школу № 23. Территориально они находятся примерно в четырех километрах друг от друга.

Торжественное открытие объединенного Центра образования состоялось в 2019 году. Возглавил учреждение директор гимназии № 8 Антон Муромцев.

Открытие Центра образования им. И.А. Милютина в Зашекснинском районе. Фото газеты  «Красный север»

По мнению руководителя, объединение дает ряд преимуществ. Во-первых, решается кадровый вопрос.

«Гимназия была небольшим учреждением: у нас учились около 350 детей с 1-го по 11-й класс. Сейчас примерно так же. Соответственно, по некоторым предметам у учителей выходила неполная нагрузка, и раньше мы вынуждены были привлекать внешних совместителей. Например, по географии (на этот предмет дается порядка 11 часов при норме нагрузки 18 часов). Когда мы объединились, некоторые предметы, где не набиралась полная нагрузка, учителя стали вести в обеих школах в разные периоды времени. Но таких немного, 2-3 педагога. Также объединение дает возможность заменить кого-то, если один из педагогов уходит на длительный больничный или меняет место работы», — рассказал «Премьеру» Антон Муромцев.

Главный минус — теряется личный контакт. Чем больше людей, тем коллектив становится менее управляем. Но эта проблема решается с помощью грамотно выстроенной структуры управления.

Делятся друг с другом школы и техническими ресурсами, теми же ноутбуками. Кроме того, отмечает директор, плюсом является объединение бюджетов школ. Таким образом, многие вопросы вроде покупки столов или стульев удается решить быстрее, поскольку средства возможно перераспределить и не нужно подавать заявку и ждать финансирования от города.

«Главный минус — теряется личный контакт. Чем больше людей, тем коллектив становится менее управляем. Но эта проблема решается с помощью грамотно выстроенной структуры управления. Есть заместители, которые знают свой пласт работы, есть кураторы по параллелям, — одним словом, выстроена организационная структура», — считает Антон Муромцев. 

Планируется, что в следующем году в Центре образования им. И.А. Милютина будут обучаться 3000 детей. На данный момент учится 2721 школьник (в школе № 23 — 2383 человека, в гимназии № 8 — 338). 

ОПЫТ НА СЕЛЕ

А вот в сельской местности объединение нескольких школ в единую организацию уже давно не новшество. Процесс начался около пяти лет назад. Первопроходцем в этом отношении можно назвать Грязовецкий район.

Школы и детские сады там начали объединять в 2014 году, в последующие годы туда приезжали делегации из других районов, чтобы перенимать опыт. 

В Грязовецком районе семь муниципальных образований: МО Грязовецкое (Грязовец), МО Вохтожское (поселок городского типа Вохтога), а остальные — сельские поселения. Школы объединяли по территориальному принципу — то есть в границах одного муниципального образования. 

«Поскольку на селе не очень большие школы, то мы все образовательные учреждения, которые располагались в муниципальном образовании, объединяли в одно юрлицо. Например, в Ростиловском муниципальном образовании было четыре образовательных учреждения (три школы, один детсад). Мы их объединили в одно юрлицо, при этом они остались в своих зданиях и продолжили работать как структурные под-
разделения головного учреждения», — пояснила «Премьеру» начальник Управления образования Грязовецкого района Татьяна Патракеева.

Названия у структурных подразделений оставляли прежние: так удобнее для населения. К примеру, была Покровская школа, а стало МОУ «Юровская школа» СП «Покровская школа». 

Сейчас очень распространен опыт, когда успешной школе дают второе здание для того, чтобы соблюсти традиции и преемственность и в то же время развиваться.

«Есть тенденция называть такие объединения «Центр образования». Пожилым людям непонятно, что такое центр образования, но они знают и любят свою Покровскую школу, в которую ходили они сами, их дети, а сейчас ходят внуки. Мы оставили эту преемственность», — говорит Татьяна Патракеева. 

К объединению, по ее словам, подтолкнул в первую очередь дефицит кадров. Не хватало учителей, бухгалтеров, управленцев. В некоторых школах специалисты работали по совместительству из соседних школ, а ввиду отсутствия кадров директор вынужден был брать на себя функции завуча, завхоза, юриста и бухгалтера. 

«Двум самостоятельным школам сложнее договориться. Если учитель работает на ставку в одной школе, то в другой для него приходится подстраивать расписание. Когда школы объединились в одно юрлицо и во главе стал один директор, он заботится уже обо всех подразделениях. Расписание составляется под конкретного учителя, чтобы он мог в нескольких школах провести уроки», — рассказали в Управлении образования Грязовецкого района. 

На роль руководителей выбирались самые продвинутые среди директоров, остальные оставались на местах  руководителями структурных под-разделений, являясь одновременно и учителями. Особо приветствовались навыки вождения автомобиля, так как иногда директор добирается до структурных подразделений на личном автомобиле, иногда используется школьный автобус.  

Но сейчас необходимость в частых разъездах отпадает благодаря интернету: педсоветы и другие встречи учителя проводят по видеоконференц-связи. В 2020 году по нацпроекту Грязовецкий район обеспечили высокоскоростным интернетом: 50 ГБ (сельская местность) и 100 ГБ (городские школы).

СТОЛИЧНАЯ МОДА

Объединение школ в единые Центры образования началось в московских школах в 2012 году. В столице такая «школьная агломерация» могла включать до 10 школ. Пос-
ле объединений количество образовательных учреждений там сократилось с 1572 до 700. 

Как отмечают исследователи Высшей школы экономики, вместе с тем вдвое сократилось количество двоечников и вырос средний балл по ЕГЭ, однако многие учителя жаловались, что, несмотря на увеличившийся объем работы, зарплата стала ниже. Менее доступным стало общение с начальством и родителями учеников. 

353
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.