Репетитор или школа?

№41 (1194) от 20 октября 2020 г.

Некоторые считают, что, нанимая репетитора, ребенку создают дополнительную нагрузку. У некоторых учителей есть опасения, что ребенок после школы ходит как бы еще раз в школу. Это может его утомлять. | Фото с сайта maspk.ru

Каждый четвертый российский родитель нанимает ребенку репетитора – такие данные приводит «Российская газета». Одно дело, когда прибегают к услугам платных учителей, чтобы подтянуть старшеклассника к сдаче итоговых экзаменов, другое – когда с репетитором начинают заниматься дети начальных классов. Откуда взялась такая тенденция, пыталась разобраться газета «Премьер».

Проблема глазами школы

«Российская газета» опубликовала исследование Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, по данным которого за два года на 4,3 % увеличилось количество первоклассников с репетиторами: с 2,9 % до 7,2 %. Несколько лет назад показатели были в полтора раза ниже. Во втором классе репетиторы есть у 10,5 % ребят, в третьем — у 16,6 %, в четвертом — у 16,3 %.

«У детей, которые ходят к репетитору, наблюдается изменение отношений к школьным учителям. Ребенок не слушает своего учителя, потому что он ходит к репетитору, ему не нужно слушать в школе. Это, конечно, большая проблема, — делится опасениями заместитель директора по учебно-воспитательной работе Светлана Иванова (имя изменено по просьбе комментатора). — Нельзя сказать, что занятие с репетитором всегда будет эффективным, потому что он тоже требует. Если ребенок немотивированный, то от репетитора тоже не будет толку. Учителя, которые занимаются репетиторством, жалуются, что родители не смотрят, как занимается их ребенок».

Взять репетитора в начальных классах можно на небольшое количество времени, когда стоит подтянуть оценки, изучить материал, который пропустили во время болезни или соревнований, подготовиться к вступительным испытаниям в другие заведения. Однако нанимать репетитора для учеников начальных классов на постоянной основе — это дополнительная нагрузка для ребенка.

Если в изучении и понимании школьного материала у ребенка возникают проблемы, то родитель, заметивший их, может обратиться к учителю. Ни один педагог не откажет в консультации.

«Не стоит стесняться задавать вопросы учителям. Мы не можем заставить, но можем подсказать, — заинтересованные мамы и папы найдут решение. Сейчас наблюдается тенденция, что родители избегают общения со школой», — жалуется Светлана Николаевна.

Союз родителей и репетиторов

А вот по мнению многих родителей школьников Вологды и области, самостоятельно освоить программу начальной школы детям невозможно, несмотря на все попытки помочь ребенку с обучением.

«Программа непоследовательная, запутанная, материал изложен так, что сам ребёнок не сможет разобраться, повторение не предусмотрено. Только опытный педагог может сгладить эти недостатки», — рассказывает Анжелика Сибирякова, мама второклассника.
Но остались ли такие опытные педагоги? С этой проблемой столкнулись родители Димы, ученика четвертого класса, и обратились к репетитору по математике Ивану Булгакову.

Иван Булгаков (имя изменено по просьбе героя) преподает математику для учеников младших и старших классов. Родители мальчика вышли на Ивана через знакомых по совету.

В школе четвероклассника математика изучается по программе Л. Г. Петерсона, советского и российского педагога-методиста. «Эта программа отличается от других более детальным и более высоким уровнем владения математикой как нау-кой. В последнем классе начальной школы ребята изучают материал приблизительно обычного шестого класса», — объясняет репетитор.

Родители заметили у мальчика трудности с пониманием такой программы и решили нанять репетитора, который бы объяснял тео-рию и подкреплял ее практикой. Но не это стало главной причиной: школьный учитель, по их мнению, не был заинтересован в успеваемости детей.

За год четвероклассник с оценки «удовлетворительно» поднялся на уровень хорошиста. Иван Булгаков связывает это с индивидуальной подготовкой к каждому занятию.  По завершении урока четвероклассник так же, как и в школе, получает домашнее задание. Иван Булгаков старается давать материал на опережение: на урок ребенок приходит, уже зная то, что будут изучать в классе.

Кризис школьной программы

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Светлана Иванова на вопрос, можно ли считать сложной программу начального образования, отвечает резко отрицательно.

Учителя начальных классов, в отличие от руководства школы, соглашаются, что есть сложности в составленной программе.

Материал большого объема трудно объяснить за небольшой промежуток времени. Отработка изученного материала остается на дом как самостоятельное изучение. Однако по факту без помощи родителей или без дополнительных объяснений ребенку не справиться.

Родители поддерживают точку зрения учителей. Действительно, на проработку новых тем в классе уделяется мало времени. Закреп-
ление знаний по теме происходит во время выполнения домашнего задания, которого иногда бывает слишком много. Какие-то темы и вовсе оставляют младшим школьникам на самостоятельное изучение. Об этом рассказывает мама третьеклассницы Елена Поздеева. По её мнению и мнению многих опрошенных родителей, репетиторов можно нанимать, чтобы получить разъяснения и тренировку изученных тем в школе. Индивидуальный подход также склоняет родителей к выбору в пользу репетитора.

Но ведь репетитор — это тот же самый учитель. Исключение лишь в работе один на один. Учителя признаются, что в классе на 25 человек уделить внимание каждому очень трудно, несмотря на максимальные старания. «Внимание у детей сейчас очень рассеянное. В классе трудно сосредоточиться. А у репетитора идёт работа один на один, нет отвлекающих факторов. Программу поэтому объясняют лучше», — комментирует ситуацию один из педагогов начальной школы Вологды.

Репетиторство во благо?

Сами родители, хоть и признаются, что программа запутанная, готовы помогать своему ребенку настолько, насколько возможно. Некоторые согласны нанять репетитора только в тех случаях, где помочь не могут, например, для изучения иностранного языка. С начальным образованиям они ещё готовы помогать ребенку сами.

Кризис школьного образования пока не наблюдается, но тенденции недоверия к школьным учителям и общему образованию в целом прослеживаются. Родители уже не надеются на школу, но и решение в репетиторстве видят не все.

Анжелика Сибирякова считает, что, с одной стороны, репетиторы нужны труднообучаемым детям или при большом пропуске занятий (из-за травмы или болезни), когда педагог не хочет или не может помочь. С другой стороны, когда есть повышенный интерес ребёнка к предмету, то нужны знания шире школьной программы, которые также может дать репетитор.

«Я против репетиторства. Ребёнку помогают обычно родители. Нужны другие программы и другие подходы к детям, способы обучения. Нужно, чтобы детям хотелось учиться, пусть и через преодоление трудностей, через старание и упорство, без этого никуда. Сейчас в большинстве своем дети сами не хотят получать знания, причём уже сразу, как приходят в первый класс и даже раньше. На самом деле это очень непростой вопрос, и выход не в репетиторстве».

 

196
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 18 декабря' 19 | Образование

    Позади ЕГЭ, выпускной вечер, вступительные экзамены… Вчерашние школьники теперь студенты. Оправдала ли учёба в вузе их ожидания?

    644
    0
  • О том, как сегодня преподают физику в школах, и действительно ли региону не хватает хороших учителей по физике, корреспондент газеты «Премьер» узнал у педагога Вологодского многопрофильного лицея, занимающегося олимпиадной подготовкой учеников по физике, Александра Дрижука.

    472
    0
  • 08 октября' 19 | Образование

    Отечественная система образования находится в глубоком кризисе. В этом уверены многие вологодские учителя.

    350
    0
  • 27 августа' 19 | ВологдаГрад

    В Вологде открылся «Кванториум» — уникальное учебное заведение дополнительного образования, призванное развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей и массово вовлекать их в научно-техническую деятельность.

    244
    0
  • 20 августа' 19 | Образование

    В Вологодской области начинает формироваться система образовательных учреждений, нацеленных на выявление и развитие одарённых и мотивированных на учёбу детей.

    217
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.