Пусть меня научат

№34 (1238) от 31 августа 2021 г.

Вологодские школы продолжают испытывать дефицит учителей.

В школах Вологодской области не хватает 250 учителей. Это 3 % от общей штатной численности педагогов. Такую информацию сообщила «Премьеру» начальник регионального Департамента образования Елена Рябова.

«В первую очередь существует дефицит в учителях иностранного языка (63 человека), математики (48), русского языка и литературы (42) и физики (19 человек), — перечислила Елена Олеговна. — Наибольшая нехватка педагогов отмечается в Череповце и Вологде, Череповецком, Кирилловском, Кичменгско-Городецком, Харовском, Шекснинском и Тотемском муниципальных районах».

В системе образования не хватает не только педагогических, но и управленческих кадров. | Фото с сайта mamaplus.md

К 1 сентября Департамент образования планировал так или иначе решить проблемы вакантных педагогических должностей.

Для сравнения: по данным на конец июня вологодским школам недоставало 438 учителей, и самыми «дефицитными» считались преподаватели иностранных языков (на тот момент их не хватало 87 человек), математики (83), русского языка (61) и начальных классов (46 человек).

Великий Устюг…

Согласно списку вакансий, который размещён на сайте Управления образования Великоустюгского района, в местных школах не хватает 40 учителей.

Причём некоторые образовательные учреждения испытывают особенно острый кадровый дефицит. Например, школе № 15 имени Сергея Преминина города Красавино на момент подготовки этого материала требовались сразу семь специалистов: педагог-организатор, социальный педагог, учителя истории, иностранного языка, математики, обществознания и начальных классов.

А школе, находящейся в посёлке Полдарса, за неделю до начала учебного года были нужны социальный педагог и семь учителей: начальных классов, русского языка и литературы, музыки, биологии, физики, немецкого языка и физкультуры.

«Количество вакансий определяется из расчёта 18–25 часов на человека, чтобы снизить нагрузку на педагога, — объяснила «Премьеру» начальник Управления образования Великоустюгского района Екатерина Лопатникова. — Однако к 1 сентября все вакансии будут закрыты за счёт как внутренних (распределения ставок между работающими учителями), так и внешних (прихода новых учителей) ресурсов. В одну из школ должны прийти сразу пять педагогов».

По её словам, каждый год в образовательные учреждения района устраи-вается на работу по 15–20 молодых специалистов. В этом году их оказалось чуть меньше — 14.
«На территории района находится Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж, и его выпускники регулярно помогают нам решать проблему дефицита кадров», — добавила Екатерина Святославовна.

Тем не менее, добавила она, ежегодный приток «свежей крови» не в силах обеспечить полного решения кадрового вопроса.

«Несмотря на то, что молодых учителей в школах немало, доля педагогов пенсионного возраста тоже значительна, поэтому средний возраст педагогических работников у нас составляет около 50 лет», — сказала начальник Управления образования Великоустюгского района.

…Вытегра…

«Думаю, что наша ситуация ничем не отличается от ситуации по Вологодской области в целом, — сообщила «Премьеру» за неделю до 1 сентября начальник Управления образования Вытегорского района Ольга Грачёва. — Нашим школам требуются 24 учителя — в основном математики, физкультуры, русского языка и литературы. Конечно, ежегодно на работу устраиваются молодые специалисты, в том числе целевики, но они погоды не делают, потому что количество вакансий растёт быстрее, чем число новых педагогов. В этом году, например, к нам пришли всего четыре молодых учителя».

Всего, отметила она, педагогическую профессию в вузах получают 17 студентов-целевиков из Вытегорского района. Но этого явно недостаточно, так как половина учителей в местных школах — люди пенсионного и предпенсионного возраста.

В некоторых сельских поселениях кадровая проблема настолько значительна, что решать её приходится нетрадиционными методами: «В Янишевской школе биологию, русский язык и литературу мы вынуждены преподавать удалённо. Спасает ситуацию то, что детей там немного, а педагоги сильные, поэтому экзамены ученики сдают хорошо. Однако если так пойдёт и дальше, то скоро дистанционное обучение придётся вводить и в других школах».

По словам Ольги Геннадьевны, представители молодого поколения не хотят становиться педагогами из-за низкой зарплаты: «Молодые специалисты, работающие на одну ставку, получают меньше 20 тысяч рублей в месяц, а кассиры в магазине — 25 тысяч минимум. Конечно, второй вариант кажется молодёжи более выгодным».

…далее везде

«У нас острой нехватки кадров не наблюдается: все предметы ведутся, педагоги на местах, — сказала «Премьеру» начальник Управления образования Тотемского района Валентина Горчагова. — Есть хорошее кадровое подспорье в виде Тотемского политехнического колледжа, где действует образовательная программа «Преподавание в начальных классах». В школы приходят молодые специалисты. В этом году мы заключили два целевых договора с выпускниками 11-х классов, которые вернутся к нам после окончания вуза».

Действительно, список педагогических вакансий, расположенный на сайте управления образования, невелик — местным школам нужны всего пять учителей. Тем не менее, подчеркнула Валентина Горчагова, возрастная структура педагогического состава не радует: около 18 % тотемских учителей — люди пенсионного возраста.
«Тенденция такова, что в ближайшие годы их доля может увеличиться», —  считает она.

«Вакансии в наших школах есть, но к 1 сентября все они будут закрыты, —  сообщила Татьяна Патракеева, которая руководит Управлением образования Грязовецкого района. — Поэтому явной нехватки кадров нет, однако нагрузка на педагогов большая. К сожалению, в школы приходит мало молодых специалистов — в этом году их оказалось всего четыре. Не хватает и управленческих кадров: люди просто не хотят становиться завучами».

Педагог на вырост

«Кадровая ситуация в системе образования стабильна и управляема, —  считает Елена Рябова. — В настоящее время в 341 общеобразовательной организации региона работают 9705 педагогических работников. Идёт плановое обновление кадров».

С января 2020 года на территории Вологодчины действует федеральная программа «Земский учитель», благодаря которой к работе в сельских школах приступили 25 педагогов.

В мае 2021 года был увеличен размер единовременной выплаты молодым учителям, впервые приступившим к работе в сельской местности, — со 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

«Учителям сельских школ предоставляются меры социальной поддержки: компенсация 100 % платы за наём жилого помещения, 100 % платы за отоп-ление, электроэнергию и капитальный ремонт, 50 % — за обращение с ТКО, — отметила Елена Рябова. — Тем, кто живёт в домах без центрального отопления, выдаётся ежегодная компенсация на приобретение дров — 5 тысяч рублей».

«У нас в районе частично компенсируются транспортные расходы для учителей, которые ездят из города в сельские школы, — сказала Екатерина Лопатникова. — Компенсируется наём жилья — до 10 тысяч рублей в месяц. Кроме того, молодые педагоги получают дополнительные выплаты в размере 20 % от оклада».

«Мы в течение первых пяти лет ежемесячно выдаём молодому учителю стимулирующую выплату — 5 тысяч рублей из фонда оплаты труда, пока он не наработает себе стаж, — отметила Валентина Горчагова. — В перспективе планируем решать вопрос с жильём».

Меры соцподдержки оказываются педагогам и в крупных городах — от возмещения расходов за наём жилого помещения в Вологде до ежемесячной выплаты 4 тысяч рублей на оздоровление молодым учителям в Череповце.

Одновременно в областных вузах растёт количество бюджетных мест на обучение педагогическим специальностям. В этом году их стало уже 726 — на 155 больше, чем в прошлом. Причём 145 мест выделены в рамках федеральной квоты на целевое обучение.

«Чтобы молодёжь шла работать в школы, ей нужно создать необходимые условия, — уверена Валентина Горчагова. — Если мы сами не вырастим педагогов из наших же детей, то никто к нам работать не придёт».

22
0
Похожие статьи
  • 16 июля' 21 | Образование

    За пять лет в области на ремонт образовательных учреждений было выделено 3,2 миллиарда рублей. Это позволило привести в порядок 162 школы, 55 детских садов и пять учреждений дополнительного образования. Сегодня 85 зданий образовательных организаций, 61 школа и 24 детских сада имеют износ более 50 %. Чтобы закрыть эту проблему, необходимо около 6 миллиардов рублей.

    33
    0
  • 22 апреля' 20 | Тенденции

    В Вологодской области разрабатывается система выявления, поддержки и развития талантливых детей.

    52
    0
  • 19 октября' 20 | Страна и мы

    На Вологодчине хотят сделать педагогов современными, но пока не знают, как остановить старение и отток кадров.

    187
    0
  • 06 июля' 20 | Ситуация

    Почти два часа пришлось ждать скорую помощь вологжанке, четырёхлетняя дочь которой заболела и находилась в тяжёлом состоянии.

    383
    0
  • 15 апреля' 20 | Страна и мы

    Вологодская область начала реализовывать поручение президента по развитию школьной инфраструктуры фактически до того, как оно было озвучено.

    54
    1

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.