Просчитались

№23 (1227) от 15 июня 2021 г.

В Вологодской области в этом году ОГЭ по математике провалили 14,5 % девятиклассников.

Учителя, родители и чиновники выдвигают разные версии относительно таких результатов: кто-то винит «дистанционку», кто-то — новые ФГОС, а кто-то — педагогов. Оценка «2», по утвержденной Рособрнадзором шкале, ставится за результат 0—7 баллов. Кроме того, необходимо получить минимум 2 балла за задания по геометрии. В Вологодской области порог сдвинули, и на пересдачу пойдут те, кто получил 6 баллов и меньше. 7 баллов будет считаться еще тройкой.

Напомним, что в этом году выпускники сдавали всего два экзамена — по русскому языку и по математике. В области ОГЭ писали 11 619 учеников. Государственная аттестация проходила с 24 по 28 мая.

«Предварительный анализ, который сделал наш региональный центр обработки информации по результатам экзамена по математике, показал, что количество неудовлетворительных результатов превышает результаты 2019 года, что вызвало у нас беспокойство. Была созвана государственная экзаменационная комиссия для того, чтобы принять решение о необходимости снижения минимального количества баллов, которые нужны для получения удовлетворительных результатов по математике. В соответствии с порядком проведения ГИА субъектам предоставляется возможность самим определять минимальную границу баллов», — рассказала «Премьеру» заместитель начальника Департамента образования Любовь Воробьёва.

Русский язык школьники сдали лучше. По информации Департамента образования, после снижения минимального балла на четыре и пять с ОГЭ по этому предмету справились 7147 выпускников, не перешли порог 370 человек. По математике пятерки и четверки получили 4460 девятиклассников, не справились с заданиями 1681 человек.

Злополучный стандарт

Учитель высшей квалификационной категории с 30-летним стажем Тамара Шибаева ведет математику у шести девятых классов в школе № 41 в Вологде. Из ее выпускников 12 детей получили двойки. Неожиданными для педагога из них были только три неудовлетворительных результата: предположительно, ребята просто перенервничали. Остальным материал не давался: кому-то действительно было сложно понять, а кто-то ленился и не ходил на консультации.

«Если бы порог не понизили, двоек было бы больше. В этом году ребят поделили на две группы, и они сдавали экзамен 27 мая и 28 мая. У первой группы задания были проще: задачи о дорогах, теорема Пифагора. На второй день была задача о шинах. Даже организаторы говорили, что такие задания и взрослому сложно понять», — отмечает Тамара Шибаева.

Речь идет о практико-ориентированных задачах, которые вводились согласно новым ФГОС. В заданиях описываются ситуации, приближенные к жизни. Например, в одной из задач нужно было рассчитать тариф абонентской платы.

«На сайте ФИПИ таких заданий семь типов, а всего 12 типов, мы их все прорешали. Но беда в том, что таких заданий в учебнике нет. Их проходится разбирать во внеурочное время. Но на консультации приходят не все: кто-то из-за семейных обстоятельств, кто-то по состоянию здоровья не может столько времени находится в школе, а кто-то намерено не ходит», — поделилась с «Премьером» учитель математики.

Практико-ориентированные задания, по словам педагога, у учеников занимают много времени. Один из выпускников жаловался, что у него ушло на их выполнение полтора часа. Некоторых это деморализует. Как рассказывают организаторы, один из сдающих лег на парту, как только увидел свой КИМ со словами, что точно не сдаст.

«На мой взгляд, лучше в первую часть поставить более простые вычислительные примеры, уравнения, графики», — считает Тамара Аркадьевна.

Условия и задачи

Член ГЭК и Общественной палаты области, а также председатель городского родительского совета Череповца Людмила Миронова считает, что к сложившейся ситуации привел ряд причин. Есть в этом вина и дистанционного образования, и  самих педагогов.

«Геометрию изучить на «дистанте» невозможно, а провалили в основном задания геометрии. С коллегами в ГЭК говорили о том, что нужно усиливать работу по геометрии. Подтянуть эти темы нужно не только самим детям, но и учителям. Необходимо обратить внимание на провалы в знаниях, сделать выводы и разработать с математиками стратегию обучения, потому что в дальнейшем Минпросвещения всё равно будет усложнять задания, вводить новые изменения», — высказывает свою позицию Людмила Миронова.

По мнению общественницы, основная задача состоит сейчас в том, чтобы как можно больше детей продолжили образование: либо поступили в 10-е классы, либо остались на второй год, либо поступили в колледжи и техникумы. «16 июня дети будут пересдавать, но за неделю всё не выучишь. Хорошо пересдадут только те, кому в первый раз помешало волнение или плохое самочувствие. Несдавшие могут решить год пропустить, чтобы подготовиться лучше. Но есть риск, что они просто не продолжат обучение, будут болтаться на улицах и пополнят ряды асоциальных элементов», — делится опасениями Людмила Миронова.

Девятиклассники, которые не справились с одним экзаменом, смогут его пересдать в резервные сроки основного периода 16 и 30 июня. | Фото с сайта образование42.рф

Председатель профсоюза работников образования города Череповца Наталия Кукушкина видит в происходящем и вину общества: «Дистант» не прямая, а косвенная причина такого количества двоек. Да, дети расслабились прошлой весной, привыкли списывать. А в этом году в мае 11 нерабочих дней тоже выбили из учебного процесса. Шла интенсивная подготовка, важен был настрой, а получилось, что целая неделя подготовки выпала буквально перед экзаменами. Виновато и само общество с его настроем на легкий успех. Многие люди перестали понимать, что знания важны и что учеба — это труд и для получения оценки нужно прилагать усилия. Сейчас в плохих результатах начнут обвинять учителей математики. Но в классе у педагогов много детей, почему остальные сдали на 4 и 5, ведь учили всех одинаково?»

Отмечает председатель профсоюза и неблагоприятную ситуацию с кадрами: «Математиков у нас не хватает в области. Нормы труда не соблюдаются. При таких нагрузках, как сейчас у педагогов, индивидуальной работы с ребенком не может быть физически». Однако Наталия Кукушкина призывает не драматизировать ситуацию, а делать из нее выводы.

Найти решение

На данный момент Вологодский институт развития образования проводит качественный анализ выполненных школьниками работ. Областные методисты формируют группы и консультируют учителей по математике: проводят семинары и вебинары для того, чтобы обратить внимание педагогов на плохо усвоенные детьми темы, и сами педагоги уже выстраивают систему дополнительных консультаций с детьми для того, чтобы более детально с ними проработать эти темы и они могли сдать экзамен в дополнительные сроки успешно.

«9 и 10 июня наши методисты работают с учителями онлайн и в очном режиме. Мы проводим комплексный анализ, потому что причины могут быть не только в содержании самих заданий, мы анализируем работу педагогов, ситуацию с кадровым составом. Сейчас также важно снизить риск стрессовой ситуации, чтобы дети в резервные дни спокойно подошли к выполнению заданий и перешли через минимальный порог», — обратила внимание проректор по научно-методической работе ВИРО Елена Никодимова.

Девятиклассники, которые не справились с одним экзаменом, смогут его пересдать в резервные сроки основного периода 16 и 30 июня. Несдавшие оба экзамена идут на пересдачу с 3 по 15 сентября.

«Мы надеемся на то, что результаты порадуют нас, — пояснила «Премьеру» Любовь Воробьёва. – В 2019 году у нас тоже было 1500 двоек, но после пересдачи цифра уменьшилась втрое, поэтому мы надеемся, что и в этот раз нам удастся ситуацию выровнять и большинство ребят у нас будут с аттестатом об основном общем образовании и смогут поступить в наши колледжи и техникумы».

62
0
Похожие статьи
  • 04 августа' 20 | Об этом говорят

    23 июля закончился основной период сдачи ЕГЭ. В Вологодской области на высший балл написали 50 школьников. Всего стобалльных результатов — 56.

    108
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.