Приключения «Вологды»

№17-18 (1221-1222) от 7 мая 2021 г.

9 мая вологжане во всей красе увидят рубку подводной лодки «Вологда». 30-тонное сооружение привезли в областную столицу из Североморска.  

Подводная лодка Б-402 создавалась на заводе «Красное Сормово» и была спущена на воду в 1984 году. Субмарина рассекала воды Чёрного, Средиземного, Баренцева и Норвежского морей.  
В 1997 году администрация Вологды подписала с экипажем Б-402 соглашение о шефских связях, и подлодка стала носить название «Вологда». Субмарина прослужила более 30 лет, прежде чем в 2016 году ее вывели из боевого состава флота и отправили на утилизацию в Североморск.  

Долгая дорога 

В последние годы вологодская администрация вела переговоры о передаче рубки «Вологда» в музей техники под открытым небом в парке Победы. В конце ноября 2019 года представители администрации посетили Североморск, чтобы увидеть воочию будущий экспонат.  
 
«Разделенная на три части рубка лежала на боку на берегу Кольского залива, в мазуте, в песке, в тине. Зрелище было не из приятных», — поделился впечатлениями с «Премьером» директор МАУК «Парки Вологды» Юрий Коневич.  
 
Каждую из трех частей в негабарите длиной 5 метров, высотой 5 метров и шириной 2,3 метра необходимо было доставить из Североморска в Мурманск. Разрезать на габаритные составляющие на месте не разрешили.  
 
«Начальник гарнизона мог выписать пропуск на вывоз из Североморска только одной единицы техники, не шести частей. Поэтому до Мурманска мы везли три части в негабаритном размере на одном трале. Это была серьезная операция. Ради ее проведения было перекрыто 11 км федеральной трассы «Кола» Санкт-Петербург — Мурманск, потому что сама рубка занимала обе полосы.  Ее сопровождали пять машин перевозчика, плюс две машины ДПС», — рассказывает Юрий Коневич.  
 
В Мурманск к тому времени прибыли вологодские подрядчики со своими инструментами. В городе они арендовали базу, где в течение 10–12 дней разрезали на части рубку. «Сложность заключалась в том, что корпус рубки был покрыт специальной резиной толщиной около 10 см. Резать было невозможно — приходилось отрывать куски резины, а потом уже заниматься металлом», — отмечает директор «Парков Вологды». 
Все части рубки, включая куски резины, были бережно собраны и погружены на трал и в еврофуру. Таким образом, часть подлодки Б-402 пересек-ла границы трех российских регионов. В Вологду экспонат привезли в октябре 2020 года и начали собирать воедино.  
 
Для рубки в парке Победы был подготовлен бетонный постамент толщиной 40 см. Чтобы перевезти сам экспонат, подрядчики дожидались  морозов, иначе техника бы просто увязла под тяжестью двух 15-тонных частей (верхней и нижней), которые планировалось соединить уже на месте. Повезло, что зима выдалась суровой и морозы не заставили себя ждать.  
 
«С декабря работа в парке не прекращалась: рубка сделана из высокоуглеродистой стали, и когда идет сварка, как только сварочный шов остывает, его разрывает. На заводах Министерства обороны, видимо, используются специальные сварочные технологии, но у нас такого нет, и мы приняли решение сделать каркас из швеллера и стянуть все части при помощи болтов. Это очень трудоемкий процесс», — говорит Юрий Коневич. 

НА БЕРЕГАХ  ПЕРСИДСКОГО  ЗАЛИВА 

На сегодняшний день работы по установке рубки уже завершены, покрашен фасад. Внутренняя часть рубки освобождена от технических элементов так, чтобы в ней могли поместиться 5-6 человек.  
 
Внутри планируется разместить экспозицию, посвященную истории подлодки «Вологда», с архивными фотографиями, информационными стендами и манекенами моряков.  
 
Свой фотоархив будущему музею обещал предоставить третий командир подлодки Б-402 (с 1991 по 1994 год) Игорь Ткаченя. Под его командованием экипаж в 1992 году выполнял государственное задание: перегонял экспортную подводную лодку Tareg из Риги в порт Бендер-Аббас (главная база Военно-морских сил Ирана), который располагается на берегу Персидского залива.  
 
Но перед этим немало испытаний выпало на долю экипажа. Первые трудности возникли еще до начала выполнения задания.  
 
«Мы прилетели в Ригу в конце апреля и по плану должны были уходить на задание в мае.  Но на месте выяснилось, что лодка еще не готова к переходу технически, не улажены бюрократические формальности и не завершена программа сдаточных испытаний. Так, мы в Риге оставались до ноября. К этому времени у некоторых ребят истекал срок службы (три года), и они должны были увольняться. Я послал телеграмму в Министерство обороны о том, что экипаж нужно переукомплектовывать с повторной отработкой всего курса боевой подготовки. В ответ пришло предложение всем морякам срочной службы остаться на сверхсрочную службу (тогда она еще не была контрактной), всех обещали поощрить», — рассказывал «Премьеру» Игорь Ткаченя.  
 
Телеграмму командир зачитал перед строем, и те, кто должен был увольняться, написали рапорты, чтобы остаться на сверхсрочную службу. «Так у нас появился первый в истории Российского военного флота полностью контрактный экипаж. На подводных лодках сверхсрочников практически не было в те времена», — вспоминает Игорь Ткаченя. 

Подлодка «Вологда» в ожидании утилизации. | Фото из архива Игоря Ткачени

СТРЕМИТЕЛЬНОЕ  ПАДЕНИЕ 

По программе испытаний экипажу предстояло глубоководное погружение в подходящем районе Балтийского моря, которое чуть не закончилось трагедией. 
 
«До подхода к району глубоководного погружения мы сделали вывеску (когда лодка постепенно приводится в состояние нулевой плавучести, при помощи наполнения водой цистерн вспомогательного балласта), чтобы проверить исправность корабля».  
 
Само глубоководное погружение проходило в два этапа: сначала заполнялись водой концевые группы цистерн главного балласта (ЦГБ) — это называется «погружение в позиционное положение», а затем наполнялись цистерны средней группы.  
 
«Если бы у меня были подозрения, что что-то не так, я бы дал команду всё заполнять порциями, а поскольку после заполнения концевых групп ЦГБ крен и дифферент равнялись нулю, то я был уверен, что всё нормально, и среднюю группу заполнили сразу. И как только мы это сделали, лодка камнем полетела вниз», — говорит командир. 
 
Вместе с российским экипажем в испытаниях участвовали десять иранских офицеров. Иностранцы были встревожены столь быстрым погружением. При этом наши моряки сохраняли спокойствие и ждали команды, стоически следуя пословице «Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас». 
 
Экипаж предпринял все возможные меры: дифферент на корму (когда нос лодки поднимается вверх) и мотор работает «средний вперед», но лодка продолжала стремительно опускаться вниз. «Глубины в Балтийском море не очень большие, поэтому была опасность, что мы ударимся о грунт, и корабль развалится», — отмечает Игорь Ткаченя. 

Командир Б-402 Игорь Ткаченя несет Андреевский флаг, после того как тот был спущен с экспортной подлодки. | Фото из архива Игоря Ткачени

Только после подачи воздуха под высоким давлением (так называемый пузырь в среднюю группу ЦГБ) лодка прекратила погружаться и «повисла» в воде, хотя в обычных условиях должна была немедленно всплыть. 
 
«Стало очевидно, что лодка «тяжела», и нужно разобраться, в чем дело. Снимаем расчеты с уравнительных цистерн, и, к своему ужасу, видим, что воды там на несколько тонн больше, чем было при вывеске. Откуда-то в уравнительную цистерну набралась вода. Мы запустили насос и начали ее откачивать», — рассказал Игорь Ткаченя. 
 
Лодку удалось удифферентовать и продолжить программу глубоководного погружения. Впоследствии выяснилось, что вода набралась в цистерны из-за особенностей конструкции трюмно-балластной системы на экспортных вариантах лодок данного проекта, о которых до погружения члены экипажа не знали. 
 
За выполнение задания экипаж получил отметку «отлично» от министра обороны. В качестве поощрения выдали валютные премии, на которые некоторые из матросов и старшин смогли приобрести подержанные автомобили и возвратились со службы уже на колесах.  

СИМВОЛ ВОЕННОГО ФЛОТА 

Во время передачи экспортной подлодки новым владельцам на судне был спущен Андреевский флаг и торжественно поднят иранский. Спущенный Андреевский флаг командир Игорь Ткаченя сохранил у себя и собирается привезти в Вологду. На открытие рубки он планирует прибыть вместе с офицерами — бывшими членами экипажа подлодки Б-402. 
 
Игорь Анатольевич также активно содействует в получении аутентичных приборов для экспозиции рубки, в частности настоящего перископа со складов Министерства обороны.  
 
«На мой запрос в Минобороны был получен ответ от командования Северного флота о том, что мою инициативу приветствуют, но поскольку в настоящее время я всего лишь офицер запаса, то посоветовали оформить запрос от администрации Вологды, что и было сделано».  
 
Пока ответа городская админи-страция не получила, на подлодку временно установлены муляжи антенны и перископа. 
 
Торжественное открытие рубки с подъемом Андреевского флага планируется провести в День Военно-морского флота. Но 9 мая вологжане также смогут оценить новый объект в парке Победы. 
239
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.