«Поправка Смирновой» в действии

№44 (1197) от 11 ноября 2020 г.

Не каждого студента могут привлечь к работе в школе еще до окончания вуза. К работе с детьми будут допускаться только те, кто успешно прошел промежуточную аттестацию. | Фото kubnews.ru

В Вологодской области рассматривается  возможность замены студентами педагогических направлений заболевших педагогов или педагогов, которые входят в группы риска.

Принять поправки, которые разрешат студентам работать в школах, педагогическая общественность просила давно.

Вопрос подняли и на февральской встрече с Владимиром Путиным в Череповце.

19 июня вступили в силу изменения в закон «Об образовании». В результате внесения изменений в статьи 46 и 108 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» появилась возможность, разрешающая студентам старших курсов педагогических направлений официально устроиться в качестве учителей. Студентам других специальностей позволили заняться педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам, которые соответствуют направлению их обучения.

«Изменения в закон возник-ли не на пустом месте. Это не придумка кого-то сверху, наоборот, это многолетняя тема, которая обсуждается педагогической общественностью. Профсоюз образования очень часто ставил перед законодателями этот вопрос. И, видимо, в этом году рассмотрели многие обращения, и такая практика была обобщена», — комментирует причины появления дополнений председатель Вологодской территориальной (областной) общественной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Светлана Павлушкова.

Нехватка кадров

Основной причиной для поиска сотрудников среди студентов становится дефицит кадров. «Студенты, которые выпускались из творческих студий и кружков, объединений ученического самоуправления, обладали немалым опытом взаимодействия с младшими школьниками и могли бы стать руководителями студий, которые закончили. Их и хотели взять на работу, но закон не позволял, — рассказывает о прошлом опыте Светлана Павлушкова. — Были и студенты, которые устраивались на работу во время учебы на последнем или предпоследнем курсе. Их брали на свой страх и риск, так как не могли найти учителя. При этом руководители образовательных организаций находились перед опасностью, что какой-то предмет не будет вестись вообще».

В феврале 2020 года Виктория Смирнова, учитель начальной общеобразовательной школы № 41 Череповца, на встрече Владимира Путина с представителями общественности в городе металлургов высказалась на эту проблемную тему.  Педагог поделилась с президентом: найти на замену учителям новых дипломированных специалистов практически невозможно. Особенно трудности возникают, когда кадры нужны в середине года. И решить это можно приглашением к работе студентов педагогических направлений (что на момент разговора с Владимиром Путиным не было разрешено законодательно). Президент предложение педагога поддержал, а будущие изменений назвал «поправкой Смирновой».

«Поправку Смирновой» Владимир Путин подписал 8 июня 2020 года, тем самым разрешив студентам помогать своим старшим коллегам.

Только лучшие

Теперь благодаря закону студенты могут стать учителями или педагогами дополнительного образования. Естественно, существуют определенные условия. Как сообщает Департамент образования Вологодской области, обучать детей смогут только студенты, успешно прошедшие промежуточную аттестацию. Претендовать на должность в общеобразовательном учреждении смогут учащиеся вуза с четвертого курса, которые изучают «Образование и педагогические науки». Дополнительное образование можно преподавать с третьего курса высшего учебного заведения.

«В законе четко прописаны все дополнения в федеральный закон, и там сказано, кто имеет право на занятие педагогической деятельностью. Единственное, что нас интересовало, когда мы через Общественную палату еще год назад получали проект закона, каков будет порядок принятия на работу. В сентябре Министерство просвещения как раз утвердило правила допуска студентов к работе в школах и учреждениях дополнительного образования», – отмечает Светлана Павлушкова.

В итоге трудовой договор заключат со студентами, которые представят характеристику от университета и справку, в которой подтвердится успешное обучение и освоение курсов, дисциплин, практики. Работодатель обязательно проведет собеседование, чтобы оценить готовность нынешнего студента (и будущего педагога) к занятию профессиональной деятельностью.

Выгода для всех

По данным Департамента образования, в текущем году 225 школ Вологодской области являются базами практики студентов педагогических специальностей (67 % от общего числа школ). По итогам прохождения практики руководители учреждений могут пригласить будущих педагогов на работу. Такой опыт, например, имеется в школах города Вологды (школы №№ 3, 30).  

Ежегодно школы привлекают к работе студентов старших курсов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Они обязательно проходят педагогическую практику в школах и других образовательных организациях. Молодые кадры, которые остаются работать в школе после прохождения там практики, ценятся образовательными организациями.

Теперь же у студентов-педагогов в связи с принятием закона появится дополнительная возможность убедиться в правильности выбора профессии. Практическая педагогическая деятельность плодотворно скажется на студенте. Набравшись опыта и привыкнув к коллективу школу, он может остаться на постоянную работу.

С другой стороны, негативные комментарии родителей, которые беспокоятся за качество обучения своего ребенка, наполняют социальные сети. На беспокойства мам и пап Светлана Павлушкова отвечает следующее: «Я бы не стала судить закон категорично. Нужно понимать: если руководитель сомневается, то он не будет брать студента на работу. И на работу в школе будет претендовать явно мотивированный студент. Это не массовое явление. Кроме того, если предмет не ведется и нет в перспективе возможности найти преподавателя с опытом, то ничем не лучше остаться без предмета или с предметом, но с замещающим учителем без профильного образования».

По словам Светланы Павлушковой, никто не готов установить огромные зарплаты учителям, за которые они согласны были бы заменять других и брать дополнительные предметы. Поэтому и предоставляются другие механизмы решения проблемы нехватки педагогов. На сегодняшний день одним из таких механизмов и стало привлечения студентов к работе в школах.

Наталья Ястреб, директор Института социальных и гуманитарных наук ВоГУ, вспоминает: «Когда я была студенткой, работа пятикурсников в школах была официально разрешена и воспринималась совершенно нормально». По её мнению, изменения будут востребованы работодателями, так как спрос на педагогов сейчас очень высокий. В директорат ИСиГН в неделю поступает несколько обращений с просьбой найти учителей в образовательные организации.

При этом, по мнению Натальи Ястреб, работать в школах и продолжать обучение получится не у всех студентов: «Это требует высокой мотивации к педагогической деятельности, ответственности, организованности, стрессоустойчивости, хорошей методической и теоретической подготовки. Важно, чтобы нагрузка в школе была небольшой, не требовала большой организационной работы, а сам студент не должен иметь академической задолженности».

В условиях пандемии

В начале октября газета «Коммерсантъ» сообщила о предложении столичного Департамента образования перевести пожилых учителей на дистанционное обучение, а их очное присутствие заместить студентами педагогических вузов.

На Вологодчине возможность замены студентами педагогических направлений заболевших педагогов или педагогов, которые входят в группы риска, рассматривалась региональным Департаментом образования. Однако ограничительные мероприятия по предупреждению распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией не позволили реализовать данное право в полной мере.

45
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 15 апреля' 20 | Страна и мы

    Вологодская область начала реализовывать поручение президента по развитию школьной инфраструктуры фактически до того, как оно было озвучено.

    58
    1
  • 05 сентября' 21 | Образование

    Вологодские школы продолжают испытывать дефицит учителей.

    35
    0
  • 23 октября' 20 | Образование, Тенденции

    Каждый четвертый российский родитель нанимает ребенку репетитора – такие данные приводит «Российская газета». Одно дело, когда прибегают к услугам платных учителей, чтобы подтянуть старшеклассника к сдаче итоговых экзаменов, другое – когда с репетитором начинают заниматься дети начальных классов. Откуда взялась такая тенденция, пыталась разобраться газета «Премьер».

    293
    0
  • 22 апреля' 20 | Тенденции

    В Вологодской области разрабатывается система выявления, поддержки и развития талантливых детей.

    57
    0
  • 19 октября' 20 | Страна и мы

    На Вологодчине хотят сделать педагогов современными, но пока не знают, как остановить старение и отток кадров.

    189
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.