Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

По воде аки посуху

№34 (1187) от 1 сентября 2020 г.

Игорь Стрелецкий из Шексны не только ходит на яхтах в походы и участвует в соревнованиях, но и сам конструирует яхты. | Фото из архива Игоря Стрелецкого

Навигационный сезон для маломерных судов на Вологодчине длится обычно с апреля по ноябрь. Каждую весну и осень можно наблюдать, как внедорожники тащат на прицепах моторные лодки, гидроскутеры и даже небольшие яхты. «Премьер» решил узнать, какие суда наиболее популярны среди вологжан.

У депутатов Вологды и Череповца «Премьер» насчитал 12 маломерных судов.

Парламентарии владеют моторными лодками, но за одним исключением. В собственности депутата Вологодской городской думы Алексея Коновалова значится гидроцикл. Получается, что тем или иным маломерным судном владеет каждый седьмой парламентарий Вологды и Череповца. В сравнении с ними вологжане в целом в этом сегменте собственности не столь активны: в регионе всего 26 тысяч зарегистрированных маломерных судов на более чем миллион человек населения.

Абсолютно большая часть из них — это частные моторные лодки. Редкие исключения — это парусники, гидроциклы, суда особой конструкции и несамоходные суда. Теоретически они могут выходить даже в море — в зависимости от района плавания, высоты волн, удаления от берега. Никаких особенных обязанностей у владельцев нет, кроме регистрации судна, освидетельствования, оснащения его спасательными средствами и нанесения бортовых номеров.

На всех парусах

Маломерные суда можно использовать отнюдь не круглый год. Для них специально открывают навигацию, которая длится ориентировочно с весны по осень. К примеру, в нынешнем году навигация маломерных судов стартовала 14 мая, а в 2019 году она продолжалась с 20 апреля до 8 ноября. Текущая навигация стартовала позже обычного из-за ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса. Открыли же её в итоге из-за паводка, когда жителям подтоп­ленных территорий необходимо было добираться до «большой земли». Для большинства владельцев маломерных судов плавание на них — это не просто увлечение, это образ жизни.

В местностях, где находятся крупные озёра и текут полноводные реки, у жителей всегда довольно много лодок. Яхтсмен и фотохудожник Вячеслав Нагаев родился в Великом Устюге, где из-за ежегодной угрозы крупного паводка в некоторых домохозяйствах можно встретить и по две лодки. Свою первую лодку он купил в молодости. А затем, когда работал на судоремонтном заводе, соорудил каркас своей нынешней яхты. За несколько десятилетий путешествий по воде Вячеслав Владимирович ходил в Москву и Санкт-Петербург, несколько раз бывал на Соловках и на Валааме.

«У некоторых людей есть страсть к воде, а у кого-то её совсем нет. Лично я стараюсь всегда быть к воде поближе. Однажды мне предлагали стать директором училища, но оно было далеко от воды, поэтому я отказался. Во время плавания ты видишь много интересного, проходишь очень красивые места, смотришь на людей — от этого невозможно отказаться, — рассказывает Вячеслав Нагаев. — У меня моторно-парусная яхта, и её главный движитель — мотор. Парус хорошо помогает, но по нашим рекам ходить на парусе очень сложно, чтобы идти навстречу ветру, нужно иметь большую ширину реки».

Среди планов Вячеслава Нагаева — пройти Волгу до самого истока. Есть у этого похода и творческая задача: он хочет повторить работу одного из фотохудожников начала XX века, создавшего целую серию снимков местностей вдоль главной русской реки. Вячеслав Владимирович планирует фотографировать те же самые места, изучить, как они изменились, и на этой основе создать новый цикл работ.

Коллега Вячеслава Нагаева из Шексны Игорь Стрелецкий не только ходит в походы, но и участвует в соревнованиях. Кроме того, он сам строит свои яхты. Только что он вернулся из похода в Онежское озеро.

«Это были полномасштабные испытания нашего нового судна, которые прошли весьма успешно. В прошлом году мы планировали подобный поход до Кижей и даже торжественно спустили судно на воду, но он у нас не состоялся по ряду серьезных причин», — рассказал он «Премьеру».

Кстати

В Вологодской области за сезон произошло как минимум два серьёзных происшествия с маломерными судами. 5 июля около деревни Рязанки на Сухоне взорвался катер «Вигор». Как писал «Премьер», когда владелец залил бензин и завел мотор, раздался взрыв в кормовой части катера. Мужчина отделался переломом ноги. А вот 21 августа в самом центре Вологды затонул небольшой теплоход «Капитан Артюшин» с 25 пассажирами на борту. Никто не пострадал.

Мотор, ещё мотор!

Вологодские парламентарии своими лодками, как выяснилось, пользуются не столь активно. Сразу два депутата Вологодской городской думы Алексей Коновалов и Михаил Громов признались корреспонденту «Премьера», что не пользуются своими маломерными судами. У Алексея Владимировича — гидроцикл Yamaha FX, а у Михаила Сергеевича — моторная лодка «Днепр». Моторные лодки есть ещё у троих депутатов Вологодской гордумы: у Владимира Корытина — «Бриг Динго 285», у Максим Петрова — «Буревестник», у Павла Шепринского — «Казанка».

«В советское время и в 90-е для маломерных судов не требовалось никакой особой регистрации, и у многих лодки остались с тех времён. В моём случае лодка — это фактически семейная реликвия, её покупали ещё родители. Лодкой долгое время никто не пользовался, я её покрасил и несколько раз выходил на воду, опробовал её, но большую часть времени её не использую. Но и продавать не планирую», — говорит Михаил Громов.

В Череповецкой гордуме лодки есть в семьях лишь троих парламентариев. Муж Натальи Епифановской владеет, как и Павел Шепринский, «Казанкой». У Виктора Лукашука — «Комбат-335», а у Дениса Бродкова — «Посейдон 380». У областных парламентариев в собственности техника, как правило, немного посерьёзнее. К слову, ещё одной «Казанкой» владеет депутат ЗСО Алексей Голик. А вот у супруги депутата Станислава Березина — SilverFox 485. Евгений Иванов владеет катером Lund Fisherman1700. Председатель Комитета по экологии и природопользованию ЗСО Михаил Ставровский владеет лодкой WUATBOAD AT-470 OPPEN (вероятно, название в сведениях о доходах указано с ошибкой. — Прим. ред.). Кроме того, маломерное судно есть в собственности депутата Государственной думы Евгения Шулепова. Он владеет катером Sea-Doo Challenger 180.

«Выезжаю на нем не больше трёх раз в сезон, чтобы прокатиться с внуками по Кубенскому озеру и обратно, бывает, заходим и на Спас-Каменный. В этом году удалось выйти на катере всего пару раз по полчаса». По признанию Евгения Борисовича, сейчас работа депутатом Государственной думы не позволяет бывать на даче так часто, как хотелось бы.

Как признался корреспонденту «Премьера» Михаил Ставровский, он с седьмого класса школы занимался морским многоборьем. После окончания института семья купила первую лодку, чтобы ездить за грибами, ягодами и на рыбалку. Нынешнюю моторную лодку Михаил Сергеевич покупал напополам с сыном: «Чаще всего ездим на ней на рыбалку, реже — за грибами. В нынешнем году пока на рыбалке не был, стоит большая вода и рыбы мало. Но надеюсь, что в нынешнем сезоне ещё удастся порыбачить».

145
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.