Плохого не посоветуют

№34 (1238) от 31 августа 2021 г.

С 1 сентября в вологодских школах приступят к работе советники директоров по воспитанию.

Лучшие педагоги прошли обучение по программе повышения квалификации «Воспитательная деятельность в образовательной организации», где изучали основы государственной политики в сфере воспитания, профилактику негативного поведения у подростков, знакомились с «артековской педагогикой» и защищали свой план воспитательной работы, опираясь на особенности своей школы.

По мнению специалистов, советникам важно работать с детьми, которые не всегда мотивированы на будущее и по- строение профессиональной карьеры. | Фото с сайта rg.ru

Лучшие из лучших

Вологодская область стала одним из десяти пилотных регионов, которые приняли в своих школах новых специалистов. С 1 сентября они отправляются применять свои знания на практике в родные края.

Советники по воспитанию появились в 152 вологодских образовательных организациях. Среди новых специалистов около 90%  — это действующие педагоги школ: учителя -предметники, организаторы, психологи, библиотекари. Помимо своей основной работы в школе, они оформляются в качестве совместителей в Российский детско-юношеский центр.

Оставшиеся 10 % советников — это в основном студенты старших курсов, выпускники или те педагоги, которые по каким-либо причинам потеряли нагрузку в прошлом году. Они оформляются на полную ставку в Российский детско-юношеский центр, а школа у них является не основным местом работы при этом.

На необходимость оказания поддержки новым специалистам в школе обратила внимание в ходе областного педсовета председатель Вологодской областной организации Общероссийского профсоюза образования Светлана Павлушкова: «Будем помогать в установлении связей советников со всем педагогическим сообществом, смотреть, где есть слабые места, — говорит она. — Считаю, что проблема кадрового обеспечения воспитательной работы, особенно в сельской местности, очень актуальна. Не везде будут советники, а сельская школа зачастую не имеет и заместителей директора по воспитательной работе».

Один в школе не советник

В своей работе советник опирается на программу по воспитательной работе. Новый ее образец был введен с 2020 года. Документ учитывает особенности школы и представляет собой своеобразный конструктор из модулей инвариантных (их убирать или менять нельзя) и вариативных (здесь у педагогов есть возможность выбора). К примеру, к инвариантным относится модуль «Классное руководство», а в вариативную часть можно добавлять волонтерство, военно-патриотическое направление.

Рабочая программа по воспитанию составляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а предложения по ее вариативной части может вносить советник по воспитанию. Он не принимает решения директивно, а предлагает свои идеи в штабе воспитательной работы, куда входят заместитель по воспитательной работе, педагог-психолог, педагог-организатор.

Также советник  общается с педагогами, привлекает родительский комитет, чтобы помочь организовать то или иное мероприятие. «Цель советника, на мой взгляд, модернизация воспитательной среды в школе. Он не должен ее разрушить и создавать новую. У школ есть свои хорошие традиции и интересные наработки. Советник должен, отталкиваясь от этой базы, грамотно предложить новые формы работы и помочь коллективу создать целостную воспитательную  программу», — считает главный специалист отдела проектов и программ в сфере патриотического воспитания граждан ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» Наталия Зятюшкова.

На одной волне

Одна из основных задач советника по воспитанию — помочь детям проявить себя, понять, какое дело им ближе, к чему они проявляют интерес. Для этого со школьниками нужно быть на одной волне.

«Я изучила все соцсети. Как советник я должна знать ту сферу, в которой вращаются подростки, и направлять их в сторону саморазвития. Негативный контент нужно ненавязчиво убирать и предлагать альтернативу. Например, в «Артеке» мы сами участвовали в съемках видеоролика для «ТикТока» об известных памятниках ко Дню Победы», — рассказывает советник по воспитанию Ирина Сурмина. Ирина Витальевна преподает в младших классах Тоншаловской школы Череповецкого района. В конкурсе «Навигаторы детства» женщина решила участвовать, чтобы освоить современные подходы к воспитательной деятельности. «У меня большое желание работать с детьми в школе не только по учебной программе», — говорит педагог.

В Тоншаловской школе мечтают о своем медиацентре. «Это сами ученики предложили. Они же будут корреспондентами. Медийное направление нас очень интересует. Как советник я уже попросила руководителей помочь. Для детей хотелось бы организовать лекции по теории журналистики, классные встречи. Нам в этом труднее, но мы трудностей не боимся», — поясняет педагог.

По ее мнению, советник должен стать другом для детей, найти подход к каждому и показать  в современном обществе многообразие разных направлений, чтобы помочь ребенку определиться с профессией в будущем.

Ценность воспитания

Не менее важной составляющей в работе советника, как отмечает Наталия Зятюшкова, является привнесение ценностного аспекта в школьную жизнь.

«Советник придает каждому мероприятию из программы воспитания ценностный смысл. Например, в школе действует в шахматный клуб. Дети там учатся играть в шахматы, у них благодаря этому формируются логика и стратегическое мышление. Но какие ценности закладываются в шахматном клубе? А если сделать в рамках клуба блок по истории шахмат в Советском Союзе? Советские шахматисты известны на весь мир, о них сняты фильмы и сериалы. Рассказывая о знаменитых шахматистах, их биографиях, достижениях, мы внушаем детям гордость за страну, формируем чувство патриотизма. В идеале эти смыслы советник должен найти и привнести в каждое мероприятие, которое в воспитательной программе стоит по плану», — объясняет Наталия Зятюшкова.

Во время круглого стола, посвященного развитию системы образования Вологодской области, прозвучало предложение внедрить должность советника по воспитанию и в ссузы.

Координаторы будущего

Советникам по воспитанию помогают так называемые муниципальные координаторы. Они также прошли отбор на конкурсе «Навигаторы детства», но по другому направлению. Их обучение включало в том числе и модули из программы советников.

Если советники действуют на уровне школы, то координаторы работают в масштабах муниципального образования, района. Они становятся посредниками между советниками, администрацией школы, региональным координатором проекта и общественными организациями. Исходя из сильных и слабых сторон школ, они помогают им наладить воспитательный процесс и внести в него разнообразие.

«Мы работаем над программой допобразования по созданию педотряда или педкласса. Это будет и полезно в качестве профориентации для детей, чтобы в дальнейшем способствовать решению проблемы кадрового голода. А мы нуждаемся в квалифицированных педагогах с новым видением, — рассказывает муниципальный координатор в Великоустюгском районе Людмила Нагих. — В программу педотрядов войдут и волонтерская, и гражданская активность, военно-патриотическая и медийная составляющие, а также педмастерство с отработкой педагогических ситуаций. Более опытные лидеры педотряда впоследствии могли бы выступить наставниками младшим товарищам в школе и стать помощниками  педагога, классными руководителями. Если проект будет работать, то мы хотели бы создать аналог посольства юных, где дети выступали бы со своими инициативами. Мы мечтаем воспитать современных граждан, которые могут заявить о себе и донести свои идеи до власти и воплотить их в жизнь».

77
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.