Первым делом самолёты

№16 (1220) от 27 апреля 2021 г.

В аэропорту Вологды готовят к установке новую систему для отпугивания птиц.

Новая система охватывает территорию до 2,4 гектара. В памяти системы должно содержаться до восьми голосов, она должна давать возможность выбора параметров воспроизведения. Стоимость аппаратного комплекса составила 360 тысяч рублей: при снижении цены во время закупки удалось сэкономить 12 тысяч. Система включает в себя четыре динамика, которые разместят вдоль взлётно-посадочной полосы. В ближайшее время новую систему смонтируют и в течение ближайших месяцев будут тестировать. Кроме того, в нынешнем году в районе аэропорта Вологды пройдёт орнитологическое обследование территории. 

От аварии до правил 

В 2017 году при взлёте из подмосковного Жуковского Airbus 321 «Уральских авиалиний» столкнулся со стаей чаек. Инцидент завершился относительно счастливо: борт с вышедшими из строя обоими двигателями посадили в кукурузном поле, все находившиеся на нём 233 человека остались живы. Пилотам этого самолёта Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину президент присвоил звания Героев России. Но произошедшее имело последствия для всей страны: в аэропортах начали активно совершенствовать системы отпугивания птиц. 

Во-первых, Минтранс разрабатывает новые правила «Правила эксплуатации аэродромов гражданской авиации. Борьба с опасностью, создаваемой живой природой». 30 марта проект документа направлен в российский Минюст. Во-вторых, аэропорты начали массово устанавливать более совершенную систему отпугивания птиц. Биоакустические системы в 2020 году, в частности, установили в Нижнем Новгороде и Сочи. В Череповце также, по информации «Премьера», стоит биоакустическая система. 

Как ранее писала газета «КоммерсантЪ», сейчас орнитологическое обеспечение полетов регулируют утверждённые в 2009 году федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ», где требования по защите от птиц изложены без конкретики. Официально причиной разработки нового документа стала «необходимость актуализации законодательства в области орнитологической защиты полетов гражданских воздушных судов». Кроме того, по данным СМИ, давно требует замены Руководство по орнитологическому обеспечению полётов гражданской авиации, утверждённое 26 декабря 1988 года.  

Специалисты отмечают, что в целом по России число столкновений воздушных судов с птицами постоянно растёт. Март нынешнего года стал рекордным за несколько лет (39 инцидента в 2021 году, 32 в 2020-м, 34 в 2019-м, 30 в 2018-м и 23 в 2017-м). Общий рост отмечается начиная с 2015 года, за исключением 2020-го, когда из-за ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса начиная с апреля резко сократилось число полётов и, как следствие, число различных инцидентов с ациационной техникой. По данным Росавиации, чаще всего случаи столкновения с птицами отмечаются во время взлёта, начального набора высоты, захода на посадку и посадки.  

| Фото с сайта www.aviajekspress.ru

ЧАЙКИ, ГУСИ И ГОЛУБИ 

До сих пор в Вологде птиц отпугивали… воздушными шарами. «У нас есть огромные надувные шары диаметром 70-80 сантиметров с изображениями птиц. Кроме того, есть проблесковые шары с зеркальным покрытием, которые отражают солнечные лучи и отпугивают птиц. Есть и обычные отпугиватели в виде стартового пистолета. Перед вылетом самолёта аэродромная служба обязательно осматривает взлётно-посадочную полосу. Кроме того, диспетчеры на вышке целиком просматривают полосу и сообщают о скоплениях птиц. После этого на полосу выезжают сотрудники и разгоняют птиц холостыми выстрелами из сигнального оружия», — рассказывает начальник аэродромной службы вологодского аэропорта Сергей Данилов. 

До того, как возглавить аэродромную службу, Сергей Данилов был пилотом вертолёта. В его практике столкновения с птицами бывали не раз: «И в фюзеляж ударялись, попадались в лопасти, но ничего критического ни разу не происходило. Со мной это всегда происходило в полёте: чувствовал удар, а саму птицы заметить не успевал. Уже по прилёту при осмотре машины находили перья и окончательно убеждались, что это была птица. А на самом вертолёте даже вмятин не оставалось — везло, видимо, попадалась не очень крупная птица».  

В вологодском аэропорту случались подобные инциденты и с самолётами, но ни разу это не приводило к серьёзным сбоям. Тем более, что если у самолёта продолжает работать хотя бы один двигатель, он в состоянии продолжать полёт. Тем не менее, опасность серьёзных авиационных происшествий существует всегда. Поэтому в Вологде и приняли решение модернизировать систему отпугивания птиц: полёты должны быть безопасными настолько, насколько это возможно.

| Фото с сайта www.aviajekspress.ru

Вокруг аэропорта Вологды много болот и мелких водоёмов, где много гнездовий птиц. Воздушную гавань областного центра, в первую очередь, беспокоят чайки и голуби. «Активнее всего птицы перед миграциями, осенью и весной. Кроме того, в августе-сентябре начинает вставать на крыло молодняк и именно молодые и неопытные птицы чаще всего прилетают и садятся на полосу, а старая птица сюда не залетает. Гуси же очень осторожны, они не приближается ни к самолёту, ни к вертолёту и легко от них уходят», — отмечает Сергей Данилов. 

Орнитологам предстоит обследовать тридцатикилометровую зону вокруг аэропорта. В неё попадет Вологда, Сокол, часть Кубенского озера, почти вся территория активно задействован в хозяйственной деятельности, на которую птицы реагируют тем или иным образом. Как объясняет эксперт в области орнитологии, кандидат биологических наук, два определяющих фактора, которые влияют на поведение птиц, это места, где они питаются, и традиционные пути перелётов. Всего в тридцатикилометровой зоне вокруг вологодского аэропорта обитает, по крайней мере, несколько десятков видов птиц. 

«Необходимо узнать разнообразие и численность птиц, определить места скопления, направления перелётов, высоты перелётов. Нужно точно определить, как эффективнее всего использовать новое оборудование, чтобы оно принесло максимальную пользу, — говорит собеседник «Премьера». — Птицы мигрируют тысячами лет по одним и тем же направлениям, поэтому у них сохраняются направления перелётов, места скоплений на кормёжке и на отдыхе. Птицы могут перераспределяться в пространстве. Всё это представляет определённую опасность и нужно понять, как её можно минимизировать. Но нужно понимать, что птицами мы управлять не можем, мы можем только сделать определённые территории менее привлекательными для них. Ситуация не выглядит настолько однозначной.

50
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.