Народная импровизация

№30 (1234) от 3 августа 2021 г.

Петербуржец по рождению и вологжанин по месту жительства Алексей Мехнецов не только мастерски владеет игрой на народных инструментах, но и чинит их.

Самым главным в гармони Алексей Мехнецов считает голос.
| Фото Алины Махлиной

Профессиональное против народного 

Веселый, зовущий в пляс наигрыш раздался в полупустом концертном зале. Одна из участниц репетиции спустилась со сцены и взяла телефон.

- Что это у тебя играет? – спросили ее товарочки.

- Алексей Мехнецов, – ответила она.

Так на репетиции свадебного обряда у студентов-фольклористов я впервые и услышала об этом человеке.

Алексей Мехнецов играет на балалайке, гармони, гуслях. Как сам он говорит, «что попадется под руку, тем и владею».

Профессионально мастер учился играть только на балалайке в училище. По мнению Алексея Анатольевича, музыкальное образование народному исполнителю даже мешает в некоторых моментах.

«Профессиональное с народным не всегда слаживается. Профессиональное скорее мешает полностью окунуться в этот процесс, потому что начинается «дайте мне ноты», а как я дам тебе ноты, если я сейчас так сыграю, а через 15 минут по-другому? Оно будет похоже, но всё равно другое. Также и песни пели раньше: было много вариантов одной и той же песни. Один куплет так, а другой по-другому, и через год приезжаешь к тем же бабушкам, а они поют ту же песню, но уже на новый лад. Всё узнаваемо, а варианты всё равно добавляются, и это постоянный процесс. Песня, которую записали и переложили на ноты, народной быть перестает», – говорит гармонист.

Фольклор – дело семейное

Отец брал Алексея в экспедиции еще с десятилетнего возраста: ездили по деревням –  записывали песни, наигрыши. В то время он познакомился и с создателем знаменитого ансамбля Геннадием Заволокиным.

«Я тогда еще пацаном был, он позвонил, спросил, знаем ли мы хороших гармонистов в Питере, мы ему подсказали. Он тогда делал передачу в Иван-городе (это где-то 120 км от Питера), мы поехали с ним: помогали, выступали. Первые передачи были хорошие, интересные. На них много эфирного времени выделялось, соответственно, носителям традиций давали возможность поиграть, они отвечали на вопросы, что-то рассказывали. Геннадий Заволокин начинал именно со сбора фольклора, но телевизионный формат внес свои коррективы. Сейчас это скорее шоу», – делится Алексей Мехнецов.

В семье Алексея все были фольклористы: папа, мама, сестра. Так, потихонечку и он увлекся, и это стало профессией. Алексей Анатольевич окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по специальности «музыковед-фольклорист» и провел более 100 фольклорных экспедиций в Псковскую, Вологодскую, Новгородскую и другие области и края, а также в Белоруссию, Украину, Словению и др.

Повезло ему застать живых носителей традиций. В конце 80-х – начале 90-х записали последних гусляров. По словам исследователя, вопреки сложившемуся стереотипу, фактов об исполнении былин под гусли не сохранилось.

«Раньше была музыка или плясовая, или под частушки – другой в деревне не было. А чтобы под сказания, былины – фактов не сохранилось, только домыслы. Где гусли сохранились, там не сохранился эпос, а где эпос сохранился, там не сохранились гусли. Эпические произведения все записаны a capella. Хотя у других народов мы знаем примеры: у сербов эпос идет под инструмент. Хотя называется это у них гусли, но играют они смычком – такой предшественник скрипки. Напоминает наш древнерусский гудок. Вот они поют и играют. У других народов есть – у нас фактов нет. Но кто-то экспериментирует, выступает. Это скорее реконструкция», – отмечает фольклорист.

Голос гармони

Сейчас Алексей Мехнецов занимается ремонтом и настройкой гармоней, баянов и аккордеонов. Как говорится, любишь кататься, люби и саночки возить.

«Играешь-играешь, что-то ломается. Какую-то ерунду сделаешь сам, а что-то (благо мастера были) ездил к ним чинить. Вот в Кириллове был такой мастер Анатолий Степанович Золотов. Сначала я у него ремонтировал, а потом он стал стареть. Я к другим мастерам возил, и вот уже подумал о том, что пора бы и самому учиться. И так постепенно: спросишь одно, спросишь другое. А сейчас уже и спросить не у кого, приходится самому доходить до многих вещей», – вспоминает гармонист.

Самое главное в гармони, по словам Алексея Мехнецова, голос. Конечно, еще корпус, и механика должна быть хорошая, легкая, бесшумная.

«Как раньше говорили мужики: ты только подумал, а она уже у тебя сыграла – вот какая должна быть гармонь. А не то что нажал, да еще дернул, а потом только звук появился – такого не должно быть», – объясняет мастер.

Живет и работает Алексей Анатольевич в деревне Никульцево Грязовецкого района. Это место он выбрал, чтобы отдохнуть от городской суеты. Выбор был между Псковской и Вологодской областями. «В Вологодскую область чаще ездил, так и сложилось», – рассказывает Алексей Мехнецов.

Свои умения он передает молодому поколению. «У меня был лет девять назад, когда я еще не жил здесь, семинар по инструментальной музыке и по ремонту. После него трое череповецких пацанов заболели этим делом. Они школьники еще были, даже начали уроки прогуливать. Вдвоем соберутся и ковыряются в гармони, их потом застукали за этим занятием. Я им сказал: берете какую-нибудь гармошку ненужную (фабричную лучше) и пробуйте. Вот они и занимаются. Только с настройкой пока справиться не могут. Музыкальное образование здесь помогает – быстрее получается. Хотя деревенские мастера и без него настраивали правильно, но это был большой труд».

26
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.