На общих началах

№16 (1220) от 27 апреля 2021 г.

В Тарногском районе предпринимают очередную попытку организовать муниципальные пассажирские перевозки.

Проблемы начались после того, как несколько лет назад обанкротился муниципальный перевозчик. Районные власти с тех пор три раза объявляли конкурс на обслуживание маршрутов, но заявок не поступало. Пока жители могут воспользоваться социальным такси или же услугами тех же частников. В теории в районе существует шесть маршрутов до отдалённых населённых пунктов. На каждое направление готов паспорт со схемой маршрута и указанием линейных и дорожных сооружений. Но подобрать перевозчиков оказалось не столь простым делом, как кажется на первый взгляд. 

ТЯЖЁЛОЕ  НАСЛЕДСТВО 

Проблемы в сфере пассажирских перевозок в Вологодской области начались в 2012 году с ликвидацией госсубсидий для отрасли. С тех пор в регионе обанкротились почти все транспортные МУП, закрылись многие автовокзалы и автостанции. Частники, которые считают деньги гораз-до скрупулёзнее, отнюдь не спешат выходить на заведомо убыточные линии. 
 
В 2019 году областное правительство заявило о создании новых мер поддержки общественного транспорта в районах – субсидий муниципальным районам на организацию транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам.  
 
В 2020 году на получение субсидии были направлены заявки из 21 района. На организацию перевозок из областного бюджет выделили 43,1 миллиона рублей. По данным пресс-службы областного правительства, субсидия позволила сохранить около 150 муниципальных маршрутов. Также в 2020 году было открыто 24 новых маршрута, а по 19-ти существующим увеличена частота курсирования.  
 
В 2021 году на поддержку внутрирайонного автобусного сообщения из областного бюджета выделено 89,3 миллиона рублей. Практика показывает, что без государственной поддержки муниципальные маршруты вынуждены выживать или банкротиться. 

| Фото с сайта spsokol.ru

ТЯЖЁЛЫЙ ВОПРОС 

 
Ранее «Премьер» писал о том, что прокуратура Тарногского района подала иск в суд на действия администрации. Согласно позиции надзорного органа, отсутствие сообщения населенных пунктов с районным центром ущемляет права граждан, в том числе право на свободу передвижения, право на доступную социальную среду, поскольку препятствует посещению социальных объектов. Поскольку средств на осуществление перевозок в районном бюджете нет, ничего организовывать и не планировалось, убеждены в прокуратуре.  
 
Решением от 14 августа 2020 года Тарногский районный суд обязал админи-страцию в течение 8 месяцев исправить положение и организовать внутрирайонное сообщение надлежащим образом. «Мы работаем над этим вопросом. До конца этой недели планируем объявить конкурсные процедуры, ведем переговоры с потенциальным перевозчиком», — сообщил «Премьеру» заместитель руководителя администрации Тарногского района Николай Шамонин. 
 
 По мнению директора МУП «Тотемское ПАТП»  Александра Холмогорова, потенциальных перевозчиков на муниципальных маршрутах кроме убыточности рейсов отпугивает и  жесткий контроль: «Нас контролируют Управление автомобильного надзора, ГИБДД, прокуратура, ФСБ, Роспотребнадзор и другие структуры. Стоить, грубо говоря, не указать ОГРН предприятия в путевом листе, и вам грозит штраф от 100 тысяч рублей».  

 ВЫМИРАЮЩИЙ ВИД? 

«Людей ездит немного. Бизнесу это невыгодно. Перевозчики маршруты позакрывали. Мы на протяжение многих лет ставили вопрос о том, что субсидирование нужно, необходимы перевозки. Люди задавали вопросы, как добраться до больницы, выехать за документами – не у всех есть личный транспорт, а на такси очень дорого. С июня 2020 года мы начали получать субсидию. У нас заключен контракт с одним перевозчиком. На сегодняшний день у нас действуют девять маршрутов:  два городских и семь межмуниципальных. Это практически все направления», — пояснила «Премьеру» руководитель администрации Никольского района Антонина Баданина.  
 
В Вашкинском районе за счет выделенных средств планируется запустить новые маршруты.  
 
«Сейчас у нас три действующих маршрута, в мае планируем ввести еще три. Конкурсные процедуры уже проходят. Потенциальные претенденты у нас есть. Даже перевозчик, который на данный момент работает с нами по контракту,  предварительно готов взять на себя эти маршруты. Есть небольшое софинансирование, но основная доля расходов покрывается субсидией. Когда будут введены  еще три маршрута в мае, у нас транспортная доступность будет достигнута по всем направлениям», — отметил руководитель администрации Вашкинского района Алексей Попов. 
 

Частники часто забирают граждан с собственных остановочных пунктов, где люди дожидаются автобуса под снегом и дождем. В таком случае у руководителей муниципальных предприятий встаёт резонный вопрос: а для чего содержать автостанции и вокзалы?

 

В Бабаевском районе местная администрация находила способ помочь подрядчику через субсидию на школьные перевозки. «Уже на протяжение нескольких лет мы сотрудничаем с ООО «Экспресс». Оно выжило, одно из немногих в области. Перевозчик работает по межпоселенческим и внутригородским маршрутам, а также зарабатывает на заказных перевозках. С недавнего времени организация перевозок субсидируется из областного бюджета. Раньше, поскольку тот же подрядчик у нас развозит детей по школам, мы старались ему оказывать помощь из муниципального бюджета в размере приблизительно 100 тысяч рублей на школьные перевозки, чтобы хоть как-то поддержать», — поделился опытом врио руководителя администрации Бабаевского района Николай Пузенков. 
 
Похожим образом поддерживает администрация Нюксенского района свое муниципальное предприятие. Таковых в области осталось немного: МУП, занимающиеся перевозками, кроме Нюксеницы, сохранились в Великоустюгском и Тотемском районах. 

ЧАСТНЫЙ ВОПРОС 

«Мы обслуживаем 17 маршрутов. В 2019 году у нас увеличилось количество рейсов. Потребность у населения есть. Но из-за коронавируса по сравнению с 2019 годом пассажиропоток за 2020 год упал на 60 %. Сейчас потихоньку восстанавливается, послабления идут, народ начинает ездить. Понятно, что в советское время жителей в сельской местности было больше, автобусы новые покупали чуть не каждый год. А когда в 90-е годы началась разруха, пошел отток населения в города, тогда и перевозки стали убыточными. Сейчас у районов не всегда есть средства на покупку нового автобуса, субсидирование районных рейсов. Еще и частники «воруют» клиентов», — пожаловался «Премьеру» Александр Холмогоров. 
 
По мнению руководителя предприятия, разорению муниципальных предприятий, занимающихся автобусными перевозками, способствовало отсутствие должного кон-троля за частным бизнесом. С приходом на рынок частные перевозчики забрали себе наиболее прибыльные междугородние перевозки. Частники часто забирают граждан с собственных остановочных пунктов, где люди дожидаются автобуса под снегом и дождем. В таком случае у руководителей муниципальных предприятий встаёт резонный вопрос: а для чего содержать автостанции и вокзалы?  
 
«Раньше у нас был маршрут Череповец–Никольск, и автобус возил людей через Вологду, Кадников, Тотьму, Бабушкино, на каждой остановке останавливался, водитель отмечался, пассажиры могли пройти бесплатно в туалет по билету, – считает Александр Холмогоров. – На межгороде муниципальные предприятия хорошо зарабатывали. Люди ездили спокойно на больших автобусах с комфортом. А сейчас некоторые частники гоняют на маршрутках: ни скоростной режим, ни режим труда и отдыха не соблюдают, а ведь о безопасности жителей города и своих клиентов тоже надо думать. Это проблема не только Тотемского района, но и области».
495
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.