На крутых виражах

№47 (1200) от 1 декабря 2020 г.

Появление штурмана Арины в гоночной команде произошло случайно. | Фото из архива Михаила Баринова

Череповчанин Михаил Баринов оказался в плену автоспорта еще в детстве, когда мальчишкой пропадал в секции картинга. Прошло время, и в жизнь молодого человека ворвались настоящие гонки. Всему виной любовь к экстриму.

Боевое крещение

Первое боевое крещение состоялось три года назад в Москве. Для гонок Михаил Баринов по совету друзей приобрел машину на Авито.
«Это была вазовская «восьмерка». Купил один из бюджетных вариантов за 60 тысяч, — вспоминает Михаил. — Для гонки машину предстояло переработать. Вместе с друзьями заменили сиденья внутри салона на специальные спортивные. Достали стекла, а взамен установили решетки. Ведь я готовился к самым настоящим «Гонкам на выживание», именно так называлось соревнование, на котором столкновения разрешались правилами. И от таких моментов адреналин зашкаливал, хотя гоняли на маленьких скоростях».

Но подобный вид состязаний Михаилу Баринову быстро приелся. Хотелось более серьезного спорта и высоких скоростей. Первая «восьмерка», безнадежно пострадавшая во время гонок, давно пришла в негодность. Следующее авто, приобретенное Михаилом, также было вазовской моделью. Это была уже подготовленная к «боевым выездам» машина: спортивный мотор, коробка передач, силовой каркас, специальные сиденья и ремни безопасности. На соревнования череповчанин обычно отправляется на машине или на микроавтобусе, к которым и прицепляет гоночную автомашину.

Волей случая

Первую победу Михаилу подарила гонка в Вологде. Но этот результат гонщик называет случайным.

«Дело в том, что опытный пилот, главный претендент на победу, сбил на дистанции фигуру, за что и получил 15 штрафных секунд, — говорит Михаил Баринов. — В остальных же гонках победу приходилось вырывать. Результат, для достижения которого ты затрачиваешь неимоверные усилия, приносит и больше радости. Я испытываю просто опьяняющее чувство счастья, когда становлюсь победителем.

Конечно, результаты бывают разные. В областных соревнованиях я часто оказываюсь в тройке победителей. В гонках Северо-Запада уровень соперников намного выше: приезжаю в пятерке, десятке, но и пьедесталы тоже не исключение.  В автоспорте у меня пока мало опыта, но есть огромное желание развиваться в этом направлении. Не хватает тренировок. В Вологодской области слабо развит автоспорт. В Череповце нет действующего автодрома. Обучающие ролики по автоспорту я смотрю в интернете. А так соревнования и являются для меня тренировками, на которых я получаю новые навыки и оттачиваю имеющиеся».

После Вологды были гоночные трассы в Суздале, Ярославле, Иванове, Санкт-Петербурге, Вельске.

Машину для гонок можно приобрести за 200 тысяч рублей. Но даже за гоночный сезон, когда не требуется серьезного ремонта, уходит 500 – 600 тысяч рублей. | Фото из архива Михаила Баринова

Спортивная «семья»

Лично для Михаила гонка начинается не на дистанции, а в боксе, когда идет подготовка машины к соревнованиям. Автоспорт — полностью непредсказуемый мир. Неприятности могут возникнуть даже в процессе тренировки, когда на следующий день гонка.

«Перед соревнованиями в Вельске во время тренировки у меня вышла из строя коробка передач, — вспоминает Михаил Баринов. — Выручил соперник, житель Вельска Евгений Церковников. В своем сервисе он мне помог отремонтировать машину, несколько раз возил меня за недостающими запчастями. Мы работали целую ночь, а ведь утром была уже гонка, которую я не пропустил благодаря отзывчивости Евгения. В автоспорте все спорт-смены очень дружны, это мы на трассе соперники, но за её пределами друзья-товарищи. Если кому-то понадобилась  та или иная деталь, то любой из спортсменов без проблем поделится. И такая черта мне нравится, это очень здорово».

Когда адреналин зашкаливает

Михаил относится к той категории спортсменов, которые не унывают из-за неудач, а работают над ошибками. А внештатные ситуации, происходящие на соревнованиях, Михаилу дарят еще больше экстрима, от которого он получает положительные эмоции. Первый раз он перевернулся во время зимней кольцевой гонки «Ледовая миля» в Вельске. Причиной стал бруствер, который Михаил задел во время обгона одного из соперников.

«Перевернулся на скорости 130 километров в час, — вспоминает Михаил. — Паники не было, я понимал, что машина удар выдержит, а сам я нахожусь в безопасности. Специальное спортивное сиденье, которое называется ковшом, не гнется и плотно меня держит. Чтобы не вылететь, я пристегнут пятиточечными ремнями, которые впиваются так, что на плечах от них даже остаются синяки. Боли не чувствую, наверное, потому что адреналин зашкаливает. По правилам, после того, как машина перевернулась, я должен был в течение двух минут из нее вылезти, чтобы показать судьям, что со мной всё хорошо. Это я и сделал. Если гонщик не появляется из авто в этот промежуток времени, то заезд останавливают, и к нему уже спешат на помощь».

После переворота машину Михаила транспортировали в бокс, где механики провели осмотр.

«И я  возобновил гонку на помятой машине уже без стекол, но на ходу. Естественно, что время на победу было упущено», — говорит Михаил.

Вот новый поворот

Но больше всего Михаилу нравятся не кольцевые гонки, а ралли с непредсказуемыми дистанциями. На такие соревнования Михаил берет с собой штурмана Арину Филинову и механика Егора Кремнева, который, к слову, и отвечает за состояние гоночной машины. В задачи штурмана входит диктовка маршрута пилоту. Арина говорит Михаилу, сколько метров осталось до препятствия, каким оно будет. До соревнования, по правилам гонок, участникам разрешается пару раз проехать по дистанции, чтобы ознакомиться и иметь возможность прописать маршрут, или, как еще говорят спортсмены, составить стенограмму.

«Арина замечательный штурман, внимательный и стрессо-устойчивый. Перед гонками Арина также садится за руль, чтобы самой прочувствовать основы пилотирования. Мы вместе обговариваем маршрут, здесь важна каждая деталь. Даже интонация штурмана при диктовке имеет значение, — говорит Михаил. — От слов штурмана многое зависит. Если, например, она скажет «Левый поворот», а по факту — правый, то мы рискуем перевернуться, улететь в кювет. Но, конечно, я не снимаю ответственности с себя как с пилота».
Появление Арины в гоночной команде произошло случайно.

«Первым штурманом  у меня  был друг. На первой же гонке после опасных поворотов он мне переставал читать стенограмму.  Возникали большие паузы, мой штурман  длительное время ориентировался в пространстве. Естественно, что в таких условиях ехать на максимальной скорости по трассе с большим количеством поворотов я не мог. Когда гонка завершилась, я у него поинтересовался: «В чем дело». И он мне признался, что на поворотах от страха закрывал глаза, — говорит Михаил. — На те соревнования с нами как раз и ездила Арина. Она заинтересовалась, решив попробовать себя в роли штурмана».

Михаил не может жить без экстрима. Он катается на сноуборде, прыгает с парашютом. Но как признается, самые яркие эмоции ему дарит автоспорт.

«Экстрим дает мне ощущение жизни, — говорит Михаил. — Я занимаюсь бизнесом. Дело требует серьезных эмоциональных вложений. А гонки меня заряжают  на дальнейшую работу. С соревнований я возвращаюсь обновленным, несмотря на то, что вождение гоночной машины требует физических усилий. Не так-то просто порой повернуть баранку, чтобы преодолеть то или препятствие. Выходишь из автомобиля, руки и ноги просто ватные, после гонки тело просит горизонтального положения».

Ближайшая гоночная цель Михаила — принять участие в ралли, которое пройдет в Финляндии. Кстати, у спортсмена особое отношение к словам «цель» и «мечта».

«Мечта должна быть возвышенной и сумасшедшей, — улыбается Михаил. — Я мечтаю полететь в космос, но до конца не понимаю, как это можно сделать. А цель — это, когда ты осознаешь, какие шаги тебе необходимо совершить для достижения результата».

На ралли Михаил кроме штурмана берет механика Егора Кремнева, который отвечает за состояние гоночной машины.  | Фото из архива Михаила Баринова

Цена вопроса

По словам Михаила, в год на автоспорт, учитывая покупку машины,  уходит около миллиона. Одна гонка обходится примерно от 40 до 50 тысяч рублей. В эту сумму входят траты на дорогу до города, где проходят соревнования, и обратно, проживание в гостинице, покупка бензина: аппетит у гоночной машины — 110 литров на 100 км,  а также стартовые взносы и прочие мелочи.

«Большая часть расходов связана с техническим обслуживанием машины, — говорит Михаил Баринов. — Все механизмы уникальные, сделанные под заказ, поэтому их ремонт очень дорого обходится. Одна замена резины чего только стоит.

В правилах гоночных соревнований досконально прописывается, какие механизмы должны быть установлены в машине, указывается всё, вплоть до резины.

Соответствие перед гонками строго проверяет техническая служба контроля. Лично я позволил себе увлечься гонками только тогда, когда на это появился свободный бюджет».

Дополнительный бонус

Гонки изменили и стиль езды Михаила, водительский стаж которого составляет 15 лет, по улицам города.

Если раньше, до увлечения мотоспортом, он мог позволить себе резкие маневры на дороге, то сейчас такие вольности считает непозволительными. Экстрима хватает в гонках.

«Водители, которые ездят быстро в черте города, это просто не наигравшиеся дети, — резко говорит Михаил. — Ладно, ты себя намотаешь на столб, сам виноват. Но ведь самое страшное, что ты можешь стать причиной гибели и травм других людей».

Также автоспорт научил Михаила оперативно реагировать на внештатные ситуации, происходящие в жизни.

105
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.