Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Локомотив экономики

№30 (1234) от 3 августа 2021 г.

Монзенская железная дорога – особенная. Если большая часть российских стальных магистралей так или иначе принадлежит государственным компаниям, то МЖД – дорога частная. Но даже среди частных она выделяется тем, что работает на широкой колее 1524 миллиметра, а не на узкой. Уже почти два года, как восстановлено движение на всём протяжении МЖД, постоянно увеличивается число подвижного состава, а само предприятие стало важнейшей артерией для экономического развития Вологодской области.

 

Историческое предприятие

А началось всё в 1929 году, когда на реке Монзе близ железнодорожной станции Вохтога был создан Монзенский лесоучасток. Он находился в ведении треста «Мосгортоп», который отвечал за снабжение Москвы разными видами топлива, в том числе дровами. Изначально срубленный лес вывозили по лёгким узкоколейкам, сплавляли по рекам. Мощнейший толчок для развития лесозаготовок в районе Монзы дали лесные пожары 1932 года, после которых образовалось огромное количество горельников – так называют лес, затронутый пожаром, но пригодный для использования. Вырубать горельники нужно было быстро, чтобы их не уничтожили вредители.

В советское время Монзенский леспромхоз входил в состав разных трестов, были времена, когда он подчинялся напрямую министерствам, к примеру, Министерству лесной и бумажной промышленности СССР. Ровно тридцать лет назад, в августе 1991 года, леспромхоз на основании решения трудового коллектива стал арендным предприятием, которое осуществляло свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета и самоуправления, имело самостоятельный баланс по основной деятельности, расчетный и другие счета в учреждениях банков, было юридическим лицом. Учредителем предприятия было объединение «Вологдалеспром».

В 1992 году Монзенский леспромхоз был приватизирован и стал акционерным обществом. К этому моменту железнодорожная ветка была доведена до своей нынешней конечной точки – станции Кема в Никольском районе. В 2006 году МЖД стала самостоятельным предприятием – ООО «МонзаЖелТранс». Его учредителями стали предприятия, заинтересованные в перевозке грузов по МЖД. Сейчас в числе учредителей компании – ООО «Солиз», АО «Солигаличский известковый комбинат», ООО «Альтернатива», ООО «Плитвуд».

Монзенская железная дорога новым собственникам досталась не в самом лучшем экономическом и техническом состоянии, была убыточна. Предприятию приходилось зарабатывать не только на транспортных услугах, но и на отстое неиспользуемых вагонов других компаний на своих путях. С тех пор компанию удалось вывести на стабильный уровень работы, объёмы перевозок значительно выросли, а отстой вагонов сокращён до минимума. Как бы ни было сложно, движение на Монзенской железной дороге не останавливалось никогда.

Директор ООО «МонзаЖелТранс» Валерий Глебашев.

В 2018 году произошёл большой скачок по объёмам перевозки, когда они резко увеличились почти в полтора раза – с 1,1 до 1,6 миллиона тонн в год. С тех пор показатель стабилен. Примерно 80 % объёма – это различные лесные грузы. Оставшиеся 20 % приходятся на продукцию Солигаличского известкового комбината, основным покупателем которого являются предприятия химической промышленности Череповца.

Полный вперёд

Сегодня длина железной дороги составляет 284 километра, на ней находятся 17 мостов и 14 станций, 14-я станция Разъезд 104-й километр открылась в прошлом году. У предприятия есть 12 локомотивов, все – отечественного производства. Кроме того, в «МонзаЖелТрансе» есть свой путевая машина,  снегоочиститель, три железнодорожных крана. Скоро парк пополнится ещё одним новым локомотивом.

Каждый год предприятие проводит ремонт не менее 10 километров пути, а если повезёт, то и 25 километров. Стандартные ремонтные работы – это замена шпал, находящегося под ними балластного слоя. В будущем необходимо также начать замену рельсов, чтобы увеличить скорость движения. Пандемия коронавируса привела к тому, что эти планы пришлось отодвинуть на неопределённый срок. «Из-за того, что скорость передвижения мала, одна бригада не может доехать от Вохтоги до крайней точки дороги. Поэтому нам приходится на линии заменять её сменной бригадой. То есть мы вынуждены держать больше бригад», – объясняет Валерий Леонидович.

Машинист-инструктор локомотивных бригад Владимир Воротилов.

На предприятии работают 370 человек, средняя зарплата составляет 40 тысяч 150 рублей. Среди работников предприятия много молодёжи, «МонзаЖелТранс» ведёт целенаправленную политику по привлечению и воспитанию кадров. «Причём молодые идут к нам с удовольствием, поскольку видят, что это стабильное предприятие с хорошей зарплатой, оно даёт возможность профессионального роста и социальную защищённость. Будущих машинистов мы учим за свой счёт в Ярославле. Помощники машинистов приходят на работу обычно самостоятельно, пройдя предварительное обучение. К начинающим слесарям прикрепляем наставников из числа опытных кадровых работников, при необходимости приглашаем преподавателей из Грязовца», – говорит Валерий Глебашев.

В 2020 году в ООО «МонзаЖелТранс» произошло важное событие: был заключён коллективный трудовой договор. «В частности, коллективный договор предусматривает оказание материальной помощи работникам, находящимся в трудной жизненной ситуации, – рассказывает Валерий Глебашев. – Речь идёт о помощи в случае смерти близких, при тяжёлом заболевании сотрудника и необходимости продолжительного лечения. Обязательно премируем наших юбиляров. Я убеждён, что моральное поощрение не менее важно. 8 Марта, 23 февраля, День железнодорожника – все эти даты становятся для наших работников настоящим праздником».

Дежурный стрелочного поста Людмила Ширяева.

С 2018 года компания ведёт строительство нового локомотивного депо, до конца года депо должны полностью ввести в строй. «Старое здание не только устарело морально, но и обветшало настолько, что в нём было опасно работать, – отмечает Валерий Глебашев. – Его мы полностью снесли, а на его месте решили построить современное производственное здание площадью 720 квадратных метров, причём не на два локомотива, как прежнее, а на четыре. Оно возведено из современных сэндвич-панелей, оборудовано всем необходимым для ремонта локомотивов. В помещении установлен десятитонный мостовой кран. Сейчас завершаются последние этапы работ, и мы введём в строй новое здание». Кроме того, построены новые бытовые помещения, чтобы улучшить условия труда сотрудников.

«МонзаЖелТранс» не забывает и о жителях Вохтоги, где находится администрация предприятия. За помощью обращаются и участковая больница, и детские сады, и школа, и учреждения дополнительного образования детей. Компания помогает местным спортсменам в поездках на соревнования. Потому что её руководство и учредители понимают, что этой же инфраструктурой пользуются сотрудники «МонзаЖелТранса». И чем им лучше живётся, тем у них больше желания делать общее дело: развивать железную дорогу, экономику Вологодской области. Без таких малых дел было невозможно развитие всей России, которое требует деятельного участия всех и каждого.

Посвящается Дню железнодорожника

27
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.