Коллекция на ходу

Некоторые мотоциклы, несмотря на солидный возраст, и сейчас на ходу. На недавно отреставрированном военном мотоцикле Дмитрий планировал проехать на параде 9 Мая. | Фото с личной странички Дмитрия Князева в соцсети «ВКонтакте»
Пожарный Дмитрий Князев занимается реставрацией мотоциклов уже более десяти лет. За это время в его коллекции собрано около 50 единиц техники. Со временем Дмитрий мечтает создать музей.
Дмитрий Князев живет в Вологде, а работает в 6-й пожарно-спасательной части по охране села Молочное. Коллекцию свою хранит в специально построенном для этого гараже.
В детстве он, как и многие мальчишки, любил кататься на велосипеде, в более старшем возрасте пересел на мопед, а вот своего мотоцикла в то время, когда товарищи уже ездили на них, не завёл.
Первый свой мотоцикл мужчина собрал сразу по приходе из армии.
«У моего товарища был М-72 1950-х годов — один из самых старых мотоциклов. До армии что-то не решился его купить. Пока служил, все думал об этом, и как только вернулся, всё-таки купил. Сначала хотел его переделать под себя, но потом посмотрел на него, и рука не поднялась что-то пилить болгаркой, варить в нем. Решил его отреставрировать — двигатель перебрал, покрасил. Полтора-два года с ним занимался. Получилось отлично», — делится историей Дмитрий Князев.

Дмитрий Князев собирает в основном старую советскую технику. Иномарки в его коллекции практически не встречаются. | Фото Алины Махлиной
Свидетели войны
В гараже мотоциклы и мопеды расставлены в хронологическом порядке и согласно марке. С одной стороны «Днепры» Киевского завода, с другой «Уралы» Ирбитского завода, начиная с самых первых моделей военных лет.
Самый ранний экземпляр — М-72. «Год выпуска неизвестен, но Великую Отечественную войну он застал точно. У него большинство деталей начала 40-х годов», — объясняет владелец. Следующий по хронологии на стене висит предок «Минсков» и «Восходов». Мотоцикл этот был сделан в Москве в 1947 году на оборудовании с немецкого завода DKW (предприятие демонтировано и вывезено в СССР в качестве репараций).
«До конца 40-х годов на этом заводе в Москве выпускали мотоциклы. Потом оборудование разделили на две части: одну увезли в Ковров, другую — в Минск. В Коврове на этом оборудовании дальше стали делать «Восходы». А в Минске линию «Минска» начали выпускать», — проводит исторический экскурс Дмитрий.
Реставрация — дело затратное по времени и по финансам. На один мотоцикл, по словам коллекционера, уходит в среднем год. Сюда входят поиск и замена деталей, покраска. Много сил и средств уходит на реставрацию коляски.

Тот самый мотоцикл М-72Н, который нашли вросшим в землю. «Модель довольно редкая. Таких мало осталось. Все родные запчасти на нем присутствуют. Кое-что по мелочам пришлось докомплектовать. Сейчас он ждет своей очереди на реставрацию», — с гордостью отмечает коллекционер.| Фото Алины Махлиной
Колёсами врос в землю
За каждым мотоциклом — своя история. За мотоциклом М-72Н в 2018 году снарядили целую экспедицию в Вашкинский район. Там в глухой деревне у разрушенной сарайки в прямом смысле слова вросла в землю редкая модель 1957 года выпуска.
Деревня находилась в 250 км от Вологды.
«Путь туда немного затянулся, так как ехали без навигатора, дорогу зная чисто со слов хозяина. В саму деревню люди добираются на лодках, а машины оставляют на берегу. Но просто попасть туда — одно, а мотоцикл еще оттуда вытащить — это уже сложнее. Спасибо доброму человеку Ивану, жителю этой деревни, который любезно согласился нам помочь. У него было две лодки: деревянная, на которой он обычно приезжает, и побольше лодка алюминиевая. На них и переправили мотоцикл отдельно от коляски», — рассказывает Дмитрий Князев.
Но прежде технику еще нужно было «выкорчевать» из земли. Чтобы дотащить мотоцикл до берега, использовали мини-трактор. Грузить в лодку 200-килограммого «железного коня» — та ещё работёнка.
Интересный экспонат в коллекции Дмитрия — инвалидная велоколяска. В фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» на такой же ездил Евгений Евстигнеев. Найти ее в Череповце было большой удачей. «В свое время их много было в инвалидных домах. Но часто эти коляски просто сдавали на металл, даже новые, потому что здоровому человеку тяжело ею управлять, не то что инвалиду», — поясняет коллекционер. С коляской тоже пришлось повозиться: колеса и крылья у нее были закручены узлом.
В планах у Дмитрия Князева — вместе с друзьями-собирателями ретротехники создать музей. «Хотелось бы это сделать доступнее для людей, чтобы не нужно было далеко ехать. Но в городе такие обширные помещения сложно найти. Вложения нужны серьёзные, поэтому пока так. Постепенно идем к этому. Думаю, всё получится, главное — желание», — говорит Дмитрий.
- 14 декабря' 20 | ПолитикаНа уровне министра
На оплату труда главы Великоустюгского района из бюджета следующего года направят порядка шести миллионов рублей. По этому показателю Александр Кузьмин обходит не только всех руководителей муниципалитетов Вологодчины и многих руководителей департаментов областного правительства, но и министров Правительства России.
3150 - 13 ноября' 20 | Об этом говорятПравила перехода
В Вологде работники управляющей компании «Фрязиново» боятся, что в ближайшее время каждого пятого из них могут уволить.
4770 - 01 ноября' 20 | ЭкономикаОпаздываем
Исполнение национальных проектов в Вологодской области отстаёт от плана.
3150