Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

История с продолжением

№16 (1220) от 27 апреля 2021 г.

Экскурсию по местам рок-славы впервые провели в Вологде.

Вологжанин Александр Железный, который уже четверть века организует в Вологде и не только рок-концерты, рассказал экскурсантам о том, как проходила жизнь рок-н-ролльной публики в 90-е годы. В то время происходили не только легендарные фестивали, но и жестокие драки со шпаной городских окраин. Именно на те годы пришёлся золотой век вологодского рока, когда работал целый ряд самобытных групп. Средний концерт в те годы собирал не меньше трёхсот человек — на порядок больше, чем сейчас. 

«У экскурсии две основные сюжетные линии — музыкальная и тусовочная, — рассказывает Александр Железный. — Всего предусмотрено с десяток пунктов, в каждом из которых я рассказываю о том, что здесь происходило в 90-е, а также историю о каком-либо персонаже рок-тусовки тех лет. Все пункты наших остановок, или локации, расположены в центре города: в частности, это ДКЖ, «Русский дом», Козлёнская 11, где я жил в то время, площадь Революции, аллея за памятником Ленину на проспекте Победы — и так далее, заканчивая бывшим кинотеатром «Родина». Экскурсии будем повторять несколько раз, также ещё планируем сделать продолжение уже по другим локациям, но об этом вы узнаете чуть позже. 

Родом из детства 

Рок-музыкой Александр заболел, когда ему было десять лет: двоюродный брат вернулся из армии с четырьмя кассетами, под завязку заполненными песнями «Кино», «Аквариума», «Алисы» и «ДДТ». К тринадцати годам он переслушал огромное количество самой разной музыки, но никогда не зацик-ливался на чём-то одном. Как признаётся Александр, ему никогда не было интересно слушать одну и ту же музыку годами, как делают многие люди, потому что неинтересно стоять на месте, хочется постоянного поиска и новой музыки. Из последних современных открытий, благодаря молодой девушке с отменным вкусом, открыл группу «Дайте танк (!)». 

К 1991 году, когда Александр посетил свой первый рок-концерт, в Вологде уже существовал первый рок-клуб. Но в то время рок-концерты группы организовывали сами, где кто мог — и в домах культуры, и в актовых залах училищ и общежитий. «Но намного проще продвигаться в родном городе, когда это делают несколько групп одновременно, чем пробиваться поодиночке. В нашем случае вообще не было проблемой собрать на концерт хотя бы 50 человек, потому как тусовка была большая своя, но всегда хотелось чего-то большего», — говорит Александр Железный. 

Переломным во многих отношениях годом стал 1996-й, когда на площади Революции прошёл первый в Вологде большой фестиваль «Рок-лето 96». Его организаторами были Сергей Новичков и Александр Зингер.

Мероприятие они организовали по высшему классу, но влезли в огромные долги. Несмотря на связанные с этим неприятности, их опыт стал эталоном для вологодской рок-тусовки того времени. 

Именно тогда вологодская группа, известная в тот момент под двумя названиями «Саркома» и «Второй фронт», решила организовать свой первый концерт. Самый известный её участник — это лидер нынешней петербургской группы «Радиопомехи» Сергей Рудаков. «До этого у группы была пара фестивальных выступлений то под одним названием, то под двумя сразу, — вспоминает Александр Железный. — В какой-то момент встал вопрос об организации концертов, причём делать это нужно было самим. Кроме меня, желающих заниматься его организацией не было. В результате 29 ноября 1996 года мы его провели в Double Club в парке ВРЗ — выходит, что в этом году 25 лет концертной деятельности и у меня, и у Сергея». 

 

Александр Железный уже 25 лет занимается организацией рок-концертов | Фото Владимира Пешкова

Важным этапом в истории вологодского рок-движения стали попытки создать клуб, в котором было бы можно регулярно и без лишних организационных трудностей проводить концерты. Реализовать идею удалось на базе бывшего кинотеатра «Родина», причём довольно своеобразным путём. Чтобы достичь цели, пришлось объединиться с представителями совершенно иной молодёжной субкультуры — с так называемыми кислотниками, любителями электронной кислотной музыки, которые уже установили в «Родине» отличную аппаратуру и проводили там специализированные дискотеки. 

«Оказалось, что один из этих ребят, Илья Смирнов, он же DJ Pemolux, был директором московской рейв-группы Arrival и участником легендарного московского фан-движения группы Depeche Mode, весьма многочисленного в начале 90-х. Вторым организатором того клуба стал известный до сих пор в Вологде DJ SQTR, он же Денис Брызгалов. Такого звука и света, как у них в клубе, в Вологде больше не было никогда — ни у рокеров, ни у рейверов — вообще ни у кого. А потом выяснилось, что у «Родины» возникли проблемы с фундаментом, и клуб пришлось закрыть. Ребята какое-то время пытались найти другую площадку, но так и не смогли ничего сделать». 

ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ДЕЛО 

В 1998 году Александр Железный стал президентом и основателем второго Вологодского рок-клуба. Его он организовал вместе с Михаилом Зайцевым и Игорем Соболевым, лидерами групп Cromlech и «Старость». Председателем рок-клуба стал Антон Кузнецов. Организация была нужна для того, чтобы упростить взаимодействие с органами власти при проведении концертов. Остро стоял и вопрос продвижения вологодских коллективов на сцены Москвы, Петербурга и других регионов. 

«Вот в чём проблема вологодских групп? Они за редкими исключениями не пытались выйти за пределы города. А когда ты всю жизнь играешь на одних и тех же площадках, ты никогда не наберёшься опыта с разной аппаратурой, публикой, клубами, городами. Нужно кататься, пробиваться и набираться опыта, без этого ничего не бывает и никогда не будет. Все ждут дядю с мешком денег, который заметит наши таланты, завтра продвинет, чтобы они могли собирать стадионы, как Шевчук. Но к большой сцене нужно готовиться, идти к ней поэтапно, иначе можно очень быстро сгореть», — рассуждает вологжанин. 

Александр Железный выделяет три рок-группы из Вологодской области, которые ему интересны своей самобытностью. Первый коллектив — это существовавшая ещё в 1980-е годы группа «Уха» из Череповца, успевшая активно поездить по фестивалям всего СССР: «У них был постпанк, ни на что не похожий, у них было своё ярко выраженное лицо, остросоциальные дерзкие тексты, отлично сделанное экстремальное шоу».  

Вторая группа — «Трепанация черепа» из Грязовца: «Алексей Матыс всегда ловил музыкальные тенденции, очень тонко их чувствовал, что очень важно для группы, играющей тяжёлую музыку. Матыс внёс в тяжёлую музыку свои самобытные нотки, а главный хит группы — Crazy Russian Life — и вовсе сделал с использованием балалайки. В те времена так никто не делал, даже в мире, это дорогого стоит». Третья группа — это музыкальные проекты упомянутого выше Сергея Рудакова, известного под сценическим именем Муравей: «Он из разряда людей, которые всю жизнь экспериментируют, несмотря ни на что, оставаясь при этом всегда самим собой».

Вот в чём проблема вологодских групп? Они за редкими исключениями не пытались выйти за пределы города. А когда ты всю жизнь играешь на одних и тех же площадках, ты никогда не наберёшься опыта с разной аппаратурой, публикой, клубами, городами.  

Александру Железному удалось поработать с самыми разными группами. В 1998 году он участвовал в организации концерта ещё тогда не собиравших стадионы «Короля и шута». В 2001-м именно Вологодский рок-клуб проводил презентацию альбома «В Вологде-где» группы «Бони'НЕМ», записанного на концерте в ДКЖ. В 2011-м — концерт группы «Коммунизм», выросшей из студийного проекта Егора Летова. Ну и, наконец, это первые российские гастроли американцев Red Elvises, с которыми в то время выступал уроженец нашего города Евгений Колыханов. 

Времена изменились, и сегодня на концерты ходит на порядок, выраженный в десятках, меньше людей.  Для сравнения: на одном из фестивалей с участием только вологодских групп в парке ВРЗ более двадцати лет назад только по проданным билетам пришло девятьсот человек. «А это было на фестивале, где участвовали только вологодские группы, — говорит Александр Железный. — В те времена средним показателем на концерте было триста человек, если было ровно триста, я был недоволен. А сейчас радуешься, если пришло тридцать. Вот и вся разница. В конце концов, музыка никогда не приносила мне никакого дохода, рок-н-ролл для меня эта сама моя жизнь».

108
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.