История повторяется

№20 (1224) от 25 мая 2021 г.

Бориса Годунова на вологодских подмостках сыграл народный артист России, дважды воплотивший в кино Вольфа Мессинга.

Народный артист России, актер театра и кино, ректор Театрального института им. Б. Щукина Евгений Князев выступил в Череповце и в Вологде 18 и 19 мая. Артист привез вологжанам моноспектакль «Борис Годунов» по одноименному произведению Александра Пушкина и исполнил его под аккомпанемент Губернаторского оркестра русских народных инструментов.    
 
Театрализованный концерт состоялся во время XII Открытого фестиваля православной культуры «Покровские встречи».  
 
Действие спектакля происходит в последние годы XVI века. Борис Годунов приходит к власти, переступая через труп царевича Дмитрия Иоанновича. Новый царь пытается снискать народную любовь щедротами, но всюду за ним кровавый след его злодеяния. Параллельно начинает приводить в действие свой план будущий Лжедмитрий I, монах Григорий Отрепьев.  
 
Евгений Князев мастерски перевоплощался, меняя голос и позу, но не костюм: то юношеским фальцетом признавался в любви Марине Мнишек от имени Гришки Отрепьева, то холодно до мурашек по коже отвечал на признания инока уже со стороны гордой полячки. Царь Борис в его исполнении тоже неоднозначен и немонотонен: он и рачительный, но в то же время беспощадный правитель, а также любящий, но требовательный отец и просто человек, ставший жертвой своего преступления. 
 

Евгений Князев известен многим по ролям Вольфа Мессинга, Иосифа Сталина, Льва Троцкого, Бориса Пастернака, а также отца прорицательницы Ванги в сериале «Вангелия».  | Фото Алины Махлиной

«Мне кажется, на этот спектакль нужно приводить школьников. «Борис Годунов» — сложное для восприятия произведение, а на слух, да еще в исполнении такого артиста, как Евгений Князев, оно захватывает. На мой взгляд, так ребята могли бы расширить свой кругозор и обогатить свои представления о творчестве Пушкина», — поделилась своими впечатлениями с «Премьером»  вологжанка Татьяна.  
 
Череповчанка Елена рассказала в соцсетях, что для нее концерт стал подарком к завершению учебного года. Сам актер обратил внимание на то, какая тишина была в конце спектакля в Череповце.  

«ЖЕЛЕЗА» НЕ ХВАТИЛО 

На сцене «Русского дома» и Камерного театра Череповца прозвучали произведения русских классических композиторов Модеста Мусоргского, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова и Сергея Прокофьева. Евгений Князев остался доволен игрой вологодских музыкантов, но отметил, что не хватило «железа».  
 
«Музыка в исполнении народных инструментов на русское произведение, на русский характер очень хорошо ложится. Домра звучит так, как никакой другой инструмент звучать не может. Конечно, не хватает мощи в этом оркестре. Когда нужно дать прокофьевскую мощную музыку, не хватает того, что в оркестрах называется «железом» — духовых инструментов, труб», — поделился с журналистами актер.  
 
По словам артиста, идею программы ему предложила Московская филармония. Впервые с этим моноспектаклем он выступил там в сопровождении одного из старейших оркестров России — Национального академического оркестра народных инструментов имени Н. П. Осипова.  
 
«Так мы эту программу сделали, опробовали, и она оказалась очень востребована, потому что она созвучна духу времени. Не тем, что было в 1600-х годах, а по духу — люди не изменились. Люди остаются такими же, как были в те времена. Как говорится в самом произведении, «ты думаешь, мы сильны польскою помогой, армией своею — нет, мнением народным». Народу всё что угодно можно внушить, и народ поверит и пойдет за этим», — отмечает артист. 
 
По словам Евгения Князева, в произведении наглядно показано, как популярны популистские меры и те, кто обе-щает всем блага, за которые не нужно платить потом и кровью.  
 
«Народ услышал то, что хотел услышать, и люди готовы бежать, топить, уничтожать и убивать прежнего царя. Пришли, свергли, убили жену и сына Годунова — народ в недоумении. Народ безмолвствует. Мы наделаем, а потом сокрушаемся. Вот оно и получается, что «живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мертвых». История повторяется, и все хорошие правители это понимают», — говорит Евгений Князев, однако никакого политического контекста в свете предстоящих выборов просит в спектакле не искать.  

Во время спектакля на сцене «Русского дома» взорвался один из софитов, но это не помешало актеру продолжить играть.| Фото Алины Махлиной

«НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ  ЛЕНИТЬСЯ…» 

По мнению актера, современному человеку всё слишком легко достается, пропадает ценность труда. «Я считаю, что людям нужно больше заниматься собой и меньше потребительством. Сейчас нет никаких проблем, не нужно ничего доставать — всё есть. Всё можно купить, только иди зарабатывай. А раньше не любую книгу достанешь, а когда ты ее достаешь, то точно прочитаешь, а когда прочитал, то тебе ее нужно с кем-то обсудить. А сейчас всё дозволено. А когда дозволено, то и читать не хочется, можно сегодня не прочитаю, а можно и завтра не прочитаю — какая разница».  
 
Как ректор Театрального института имени Бориса Щукина Евгений Князев постоянно напоминает студентам о необходимости упорного каждодневного труда, но даже это не гарантирует успеха.  
 
«Надо много работать, но получится не у многих. Так бывает во всякой профессии. Такая жизнь. Солнце светит одинаково всем, но люди под этим солнцем разные. Один любит нежиться и наслаждаться, а другой понимает, что если он упустит какое-то время и не успеет чего-то, то тогда он чего-то не добьется в жизни. Везение — это уже второй момент. На него полагаться не стоит. Рассчитывать нужно на свои профессиональные качества и постоянно что-то делать. А если ты умеешь это делать хорошо, а если еще и лучше, чем рядом стоящий товарищ, и тебя отметят — это будет везением. Мы просто не знаем, что такое везение», — говорит артист.  
 
Евгений Князев выступает в Вологде уже не в первый раз. В 2019 году он привозил в областную столицу моноспектакль «Пиковая дама», а в 2020 году — «Казанову».  
 
В планах у актера соединить в одной постановке поэзию Джона Донна и музыку Иоганна Себастьяна Баха. Также Евгений Князев по приглашению Рязанской филармонии работает над спектаклем «Кармен» в сопровождении музыки Жоржа Бизе. В перспективе для фестиваля «Голоса истории» артист хотел бы создать сборное произведение «Страницы истории» о русских зодчих, Степане Разине и других исторических личностях и событиях.
Цитата

Народный артист России, актер театра и кино, ректор Театрального института им. Б. Щукина Евгений Князев — о Вологде

«Я лично сказать, что у нас всё плохо, не могу. Я езжу по городам и вижу, как они меняются в лучшую сторону. Да, наверное, не всё благополучно, наверное, каждый, живя в своем городе, может найти много недочетов, сказать много плохого. Но я иду по Вологде, и мне нравится, что Вологодский кремль в приличном состоянии, храм, который года два назад, когда я приезжал, был закрыт и стоял весь в лесах, он уже действует. Смотрю, какой-то дом отреставрирован. Что-то делается. Наверное, у вас много своих претензий, но я как человек приезжий вижу красивый, отличающийся, имеющий свое собственное лицо город. Ты идешь и думаешь, какие власти молодцы, давно молодцы власти, и в советское время, и в 90-е годы, и в 2000-е годы, что центр не застроили высотными зданиями. Что на горизонте не попадаются эти громады и есть исторический центр».

42
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.