Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Инициатива финансируема

№21 (1225) от 1 июня 2021 г.

57 миллионов рублей собрали вологжане на реализацию проектов в рамках «Народного бюджета» за семь лет его существования.

Общий объём финансирования «Народного бюджета» за весь период существования проекта на Вологодчине за счёт всех источников перевалил за миллиард рублей. Большая часть этой суммы — это деньги областного бюджета, которые распределяют муниципалитетам в качестве целевых субсидий. Такие данные представил во время правительственного часа на сессии ЗСО 26 мая заместитель губернатора Евгений Богомазов. 

Народный бюджет в законе 

Изначально модель инициативного бюджетирования, когда на реализацию городских проектов наравне с муниципальным бюджетом скидываются местные жители, придумали в бразильском городе Порту-Алегри. В 2007 году концепция пришла в Россию. В Вологодской области первым её в 2013 году под названием «Народный бюджет» применил Череповец, с 2015 года под тем же названием проект распространили на сельские районы. Наконец, в 2019 году к проекту последней на Вологодчине присоединилась Вологда. 
 
В Вологодской области существует две модели инициативного бюджетирования. В Вологде и Череповце проекты финансирует муниципальный бюджет. В районах их на 70 % финансирует областной с софинансированием со стороны муниципалитетов и местных жителей (5 % от суммы проекта). Именно в рамках реализации этих проектов жители области и собрали в общей сложности 57 миллионов рублей. 

Евгений Богомазов | Фото из паблика областного департамента внутренней политики в Фейсбуке

Регион знает случаи, когда местные жители сами реализовывали тот или иной проект, не пользуясь никакими грантами и субсидиями. К примеру, жители восстанавливали мосты. Есть немало случаев, когда люди скидывались на ремонт дорог либо гравием, либо асфальтом. Но при этом никакого проекта они не составляли, и нередко выяснялось, что без официального проекта власти отказывались вводить в строй новый объект. 
 
По данным Минфина РФ, в 2018 году в 68 субъектах Российской Федерации на проекты, отобранные с участием граждан или с учетом их мнения, было направлено около 19,3 млрд рублей, из них 10,5 миллиарда — из региональных бюджетов. Общий объем софинансирования за счет средств населения и юрлиц в 2018 году составил 1,9 миллиарда. 
 
Принципиально новым этапом стало принятие в прошлом году пакета из двух федеральных законов, узаконивших разные модели инициативного бюджетирования. Во-первых, платежи в рамках инициативного бюджетирования теперь имеют своё место в бюджетной системе: они должны включаться в состав неналоговых доходов и направляться только на реализацию инициатив населения.  «Реализация инициативных проектов может обеспечиваться также в форме добровольного имущественного и (или) трудового участия заинтересованных лиц», — говорится в новой редакции ФЗ «Об основах местного само-управления». 

ПРОБЛЕМНЫЕ  ПРОЕКТЫ 

В нынешнем году в рамках «Народного бюджета» в районах области ремонтируют стадионы, строят спортивные площадки, места массового отдыха, следом по популярности идут объекты водоснабжения. Набирают популярность объекты по восстановлению пожарных прудов и по противопожарной безопасности на селе. А вот с завершением реализации региональной программы «Светлые улицы Вологодчины» резко сократилось число проектов, связанных с организацией освещения. 
 
«Сначала мы думали, что проект будет постепенно себя изживать. А потом, когда начали разговаривать, то выяснили, что муниципалитеты реализуют проект на 30–40 %. Почему? Где-то очень внимательные, чуткие, хозяйственные главы за счёт «Народного бюджета» нарабатывают линейку, стратегию: в этом году сделаем вот это пространство, на следующий год войду в это пространство, и делают комплекс. Немногие в этом работают, немногие научились стратегически мыслить и видеть, и в этом у нас большой задел работы», — рассказал Евгений Богомазов парламентариям. 
 
Казалось бы, в Вологодской области в «Народном бюджете» всё довольно безоблачно. Но оказалось, что существуют серьёзные проблемы, которые известны, но системно не решены. «В этом году у нас максимальное количество проектов, это здорово. Но муниципалитеты задают вопросы, звонят, и у многих есть такая проблема. После того как была выполнена проектно-сметная документация, произошёл очень большой рост цен на металл и изделия из дерева, фактически в два раза. Проблема серьёзная, сейчас её не решить. Но нужно подумать, каким образом действовать нашим муниципалитетам: или уменьшать объёмы работ, или пересматривать сметы и договоры пожертвований», — поднял острый вопрос председатель Комитета по местному самоуправлению ЗСО Александр Гордеев. 

Огромную трудность вызывает безответственность некоторых подрядчиков. 

Евгений Богомазов признался, что главы поселений похожие вопросы задавали и ему. По его мнению, отнюдь не все проекты связаны с металлом и деревообработкой. Поэтому в первую очередь он предложил проанализировать, сколько в регионе проектов, которые нуждаются в корректировке из-за роста цен на материалы: «Я бы предложил эту проблему рассмотреть иначе. После того как мы выясним, какие проекты требуют дополнительного финансирования, точечно отработать вопрос с местными бюджетами, в четвёртом квартале внести изменения и восстановить для местных бюджетов затраты. Я думаю, это будет справедливо, да и нагрузка не будет большой, не такие уж большие суммы там будут». 
 
Огромную трудность вызывает безответственность некоторых подрядчиков. Председатель Комитета ЗСО по экономической политике и собственности Денис Долженко рассказал о том, что в его округе сразу два объекта не были выполнены с необходимым качеством, а подрядчики исчезли. «Люди проявляют недовольство, а город разводит руками: подрядчика нет, на исправление недостатков денег нет. И второе: когда мы выходим с людьми на место, смотрим красивые картинки, это одно. Когда строители подходят к реализации, возникают подводные камни, которые мы, неспециалисты, не видим. И приходится переделывать проекты, уменьшать, затягивать сроки. Как решить эти две существующие проблемы?» — посетовал парламентарий. 
 
По мнению Евгения Богомазова, в этом случае многое упирается в контроль. Проблема в том, что профильные департаменты правительства области совершенно точно не могут постоянно сопровождать каждый из полутора тысяч проектов, которые реализуются по «Народному бюджету» в регионе. Ни главы поселений, ни депутаты любого уровня также не являются специалистами в стройке. «Существует механизм инициативы людей, которые живут на этой территории, — отметил заместитель губернатора. — Это могут быть и архитекторы, сантехники, и строители, и если посмотреть с этой стороны, можно найти специалистов, которые будут от населения, от народа, от инициативной группы осуществлять контроль».
31
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 30 сентября' 20 | Политика, Экономика

    Вологжане неоднозначно относятся к программе «Народный бюджет»: одним она нравится, вторые считают, что население не должно второй раз вкладываться в то, что и так строится и ремонтируется на их налоги, а третьи хотят, чтобы возможности проекта были существенно расширены, но за счёт бюджета.

    128
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.