Хроники арестованного вертолета

№5 (1209) от 9 февраля 2021 г.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) представил предварительный доклад о ходе расследования авиакатастрофы в Нюксенском районе, в результате которой погибли директор АО «Дед Мороз» Олег Васильев и еще трое человек. 

В нем впервые раскрываются подробности трагедии, в том числе неизвестные ранее факты. 

Например, о том, что вертолет находился под арестом, не имел на момент перелета летного сертификата и летел с перекрашенными бортовыми номерами. Также МАК сообщает подробности о пилоте — бывшем сотруднике ФСБ России. 

Напомним, вертолет Robin-son-44 потерпел крушение 20 октября 2020 года. На его борту находились пилот Сергей Иодо и три пассажира: Олег Васильев, а также сотрудники компании «Аэросоюз» Сергей Мозер и Анна Швецова. Тело Олега Васильева было обнаружено в тот же день, остальные находившиеся на борту в настоящее время считаются пропавшими без вести. 

Под арестом

Как сообщает МАК, вертолет, потерпевший крушение, с марта 2020 года по решению суда находился под арестом из-за возбуждения уголовного дела против собственника воздушного судна. Также установлено, что срок действия сертификата летной годности вертолета истек в июне 2020 года. 

«Руководство ООО «ВКАС» («Вертолетная компания «Аэросоюз». — Прим. ред.) об этом знало, однако им было принято решение использовать данный вертолет для выполнения вышеуказанного перелета. Регистрационный номер вертолета R 44 RA-04327 был закрашен и на него нанесен регистрационный номер RA-04367. По договору аренды вертолет R 44 RA-04367 также находился в данном вертолетном центре и имел действующий сертификат летной годности», — сообщает МАК. 

Кто является собственником вертолета, в отношении которого возбуждено уголовное дело, МАК не указывает. Известно, что собственник в настоящее время находится под стражей. Любопытны и другие подробности из «жизни» Robinson-44. По объяснению одного из пилотов, выполнявших полеты с собственником, вертолет эксплуатировался в основном в летний период и использовался для полетов в Крым, где базировался на «Хелипорт-Ялта» — многофункциональном вертолетном комплексе в центре Ялты. На зиму перегонялся в Москву, на вертолетную площадку яхт-клуба «Буревестник». 

 

Схема крушения вертолета Robinson-44 в Нюксенском районе в октябре 2020 года по версии МАК.

20 МЕТРОВ НАД ЗЕМЛЕЙ 

МАК восстановил полную картину, предшествующую роковому полету, а также установил детали авиакатастрофы. 

Так, известно, что 19 октяб-ря в 10 утра Robinson-44 вылетел с посадочной площадки вертолетного центра «Аэросоюз», расположенной в районе деревни Богданихи Московской области, по маршруту Орлово – аэропорт

Череповец – посадочная площадка «Кедрово» (Вологодский район). В аэропорту Череповца была произведена заправка, после чего воздушное судно направилось в сторону Вологды. В третьем часу дня вертолет совершил посадку на частном аэродроме Кедрово в Вологодской районе. Пилот и пассажиры переночевали в одной из гостиниц областного центра, а ранним утром, взяв на борт Олега Васильева, в 7 часов 20 минут вертолет направился по маршруту Кедрово – Великий Устюг. 

Как сообщает МАК, вертолет, потерпевший крушение, с марта 2020 года по решению суда находился под арестом из-за возбуждения уголовного дела против собственника воздушного судна.

Эксперты отмечают, что в ходе расследования не установлено, какими источниками для анализа погоды по маршруту полета и в пункте назначения пользовался командир воздушного судна Сергей Иодо. 

Выводов о точных причинах трагедии МАК не делает — доклад носит название «предварительный». Однако наиболее вероятной версией является несоблюдение безопасной высоты полета. Об этом писал «Премьер» сразу после трагедии — мы нашли очевидца, жительницу Великого Устюга, которая в тот день приехала в Бобровское к родственникам. Женщина сообщила, что вертолет летел очень низко и врезался в провода ЛЭП. 

МАК сообщает, что высота, на которой произошло столкновение воздушного судна с линиями электропередач, составляет 20 метров. Маркировка ЛЭП отсутствует. 

«В соответствии с показаниями свидетелей, наблюдавших полет вертолета R 44 в районе Бобровского, воздушное судно на малой высоте (приблизительно на уровне крыш домов, расположенных у реки), под небольшим углом пересекало реку Сухону. Свидетели пояснили, что погода была ясная, без осадков, видимость хорошая. При полете над водной поверхностью, в том месте, где над рекой проходит ЛЭП, вертолет столкнулся с проводами и упал в воду», — говорится в отчете. 

Прерванный полет

20 октября в районе деревни Бобровское Нюксенского района потерпел крушение вертолет Robinson R44. На борту летательного аппарата находились четверо пассажиров, в том числе директор АО «Дед Мороз» Олег Васильев. «Премьер» собрал всю информацию об авиакатастрофе, известную к понедельнику, 26 октября.

ОПЫТНЫЙ ПИЛОТ

Как следует из отчета, Сергей Иодо с отличием окончил в 1992 году Уфимское высшее военное авиационное училище лётчиков. Выполнял полеты в авиационных частях Минобороны России и ФСБ России на вертолетах Ми-2, Ми-8. Общий налет на воздушных суднах данных типов составил 1270 часов.  После увольнения из рядов ФСБ России, в 2014 году Сергей Иодо прошел переучивание на вертолет R 44 в АУЦ ЗАО «Русские вертолетные системы». Имеет свидетельства коммерческого и частного пилота, выданные Росавиацией в 2014 и 2017 году соответственно. 

По данным на конец 2017 года, общий «налет» Сергея Иодо составил более 1 800 часов, то есть это очень опытный пилот. Тем удивительнее, как при таком опыте полетов пилот смог допустить столь грубую ошибку, снизив высоту полета на уровень опасной. К тому же опытные пилоты прекрасно осведомлены о том, что над реками могут находиться переходы ЛЭП. 

ПОИСКИ ЗАВЕРШЕНЫ? 

МАК в своем расследовании подробно описывает действия аварийно-спасательных служб в день трагедии и впослед-ствии, вплоть до официального завершения поисковой операции. Никаких выводов о том, насколько правильно и свое-временно действовали службы спасения, МАК не делает. Опять же, основываясь на том, что расследование еще продолжается, а данный отчет — предварительный. 

Напомним, что именно к действиям аварийно-спасательных служб у родственников находившихся на борту вертолета людей больше всего претензий. Практически на следующий день после крушения в Вологодскую область приехали супруга Сергея Иодо, родные Анны Швецовой и Сергея Мозера. Именно родственники и друзья пилота и Анны подняли в социальных сетях и СМИ шум по поводу того, что поисковая операция ведется, по их мнению, недостаточно активно. После того как скандал обрел масштаб, а вместе с ним начали появляться всевозможные слухи и домыслы, в Вологодскую область на помощь местным службам спасения прибыли специалисты «Центроспаса» с оборудованием, которое позволяло вести поиски под водой без риска. 27 ноября решением Росавиации поисковая операция была прекращена. 

В начале этого года, в условиях экстремально низких температур, в районе крушения вертолета работали частные водолазы. Их привлекли родные и друзья Анны Швецовой — 27-летней помощницы генерального директора «Аэросоюза» Сергея Мозера. 10-дневные поиски не дали результата. 

Выводов о точных причинах трагедии МАК не делает — доклад носит название «предварительный». Однако наиболее вероятной версией является несоблюдение безопасной высоты полета. 

«Искать тела сейчас, когда стоит лед, фактически невозможно», — говорит руководитель областной аварийно-спасательной службы Алексей Лучинский. В начале февраля его сотрудники совместно со специалистами-гидрологами Вологодского ЦГМС провели обследование более 200 километров акваторий рек в восточных районах области на предмет толщины и структуры льда, глубин и наличия шуги. Заодно с помощью подводного телевизионного комплекса посмотрели территорию от места крушения вертолета до Полдарсы. Безрезультатно для родных, которые надеются, что тела их близких будут найдены. 

К слову, активность род-ственников осенью, когда поиски проходили в условиях скандальных заявлений о «недостаточных мерах», некоторые объясняют не только желанием поскорее предать тела земле. Дело в том, что пока человек не признан официально погибшим либо пропавшим без вести, родственники не могут предпринять никаких действий относительно наследства. По закону признать человека пропавшим без вести можно через полгода при наличии чрезвычайных обстоятельств, которые поставили его жизнь под угрозу. Именно таким обстоятельством является, к примеру, авиакатастрофа. Вступить официально в наследство в таком случае родственники смогут не ранее, чем через два года, когда судом человек будет признан умершим. Известно, что как минимум один из пассажиров вертолета, потерпевшего крушение, был состоятельным человеком и теоретически может иметь большие активы. Это тот самый «инвестор», бизнесмен, руководитель «Аэросоюза» Сергей Мозер, который начинал свою карьеру как советник губернатора Рязанской области Геннадия Шпака.

Привязка к району: 
568
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 03 июля' 19 |

    История об оптимизации КПЦ «Дом Деда Мороза» в Великом Устюге приобрела федеральный масштаб. 3 июля правительство Вологодской области официально опровергло появившиеся в федеральных СМИ сообщения о закрытии проекта «Дед Мороз».

    1238
    0
  • 08 апреля' 20 | Особый случай

    Вертолет санавиации четверо суток не мог вылететь в удаленный район Вологодчины из-за нелетной погоды.

    277
    1
  • 12 января' 21 | Туризм

    Из-за пандемии коронавируса турпоток в Вологодскую область в новогодние каникулы ожидаемо упал по сравнению с прошлым годом. Свою статистику посчитали основные «туристические» города Вологодчины. 

    121
    0
  • 15 сентября' 20 | Скандалы

    В вотчине главного зимнего волшебника — очередной скандал. Представители крупнейших туристических фирм Великого Устюга пожаловались в областное правительство на сложности работы с новой командой АО «Дед Мороз» под управлением Олега Васильева. Причина — кабальные условия сотрудничества и рост цен на основные услуги «сказочного деда».

    2189
    0
  • 06 августа' 19 | Ситуация

    АО «Дед Мороз», в которое будет передано имущество, расположенное в вотчине Деда Мороза, попало в план приватизации на 2022 год наряду с другими знаковыми для области организациями.

     

    248
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.