Большие братья и сёстры

№24 (1228) от 22 июня 2021 г.

Как взрослые наставники помогают сиротам найти себя в жизни.

Система наставничества развивается в Вологодском центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Флагман» (ранее – БУ СО «ВЦПД № 2») на протяжении нескольких лет. Данное направление помогает детям, оставшимся без попечения родителей, обрести взрослых друзей, которые готовы их поддержать словом и делом.

Наставник — значимый взрослый в жизни ребенка, способный помочь, поддержать, способный принимать ребенка таким, какой он есть, видеть его немного иначе, чем воспитатели и другие сотрудники Центра.

«В рамках реализации проекта «Мой взрослый друг» работа по развитию системы наставничества получила новый виток развития. В настоящее время разработано положение о наставничестве, в котором определен перечень необходимых документов. Еженедельно мы проводим встречи, на которых присутствуют кандидаты в наставники и дети старше 14 лет. Постепенно воспитанники и наставники присматриваются друг к другу, складываются пары «взрослый — ребенок», которые впоследствии начинают свое общение», — поясняет заведующий отделением содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ольга Комякова.

На одном языке

Супруги Поникаровы давно связали свою жизнь с благотворительностью. Вологжане поддерживают малообеспеченные семьи: кому-то с ремонтом помогут, кому-то покупают вещи. Иногда элементарно требуется кровать, чтобы детям было на чем спать. Но главный принцип, которому следуют супруги, — они оказывают помощь только тем семьям, которые стремятся улучшить свое положение, а не деградируют.

Как говорит Юлия Поникарова, главная награда для нее — видеть счастливые глаза. А к детям-сиротам у женщины особое отношение. Их она понимает, как никто другой, потому что и сама познала горечь утраты близкого человека: Юлия росла без отца, а после гибели матери ее воспитывала бабушка.

«Возможно, в этом у нас есть что-то общее, и у меня к детям-сиротам особенное чувство, поэтому мне хотелось бы их поддержать, дать им материнскую любовь. Когда я только родила ребеночка, я думала взять малыша из дома малютки, но сразу на такой ответственный шаг не решилась. В начале 2021 года мой супруг вошел в попечительский совет БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без родителей, «Флагман». Там мы узнали о том, что есть такая возможность, как наставничество. Я решила прийти на одно из мероприятий и познакомиться с детишками», — рассказывает Юлия.

У нее с мужем растет трехлетняя дочь, заглядывает в гости и десятилетняя падчерица. Опираясь на свой опыт, женщина хотела стать наставницей для ребенка от 3 до 10 лет, но наставничество предполагает общение с воспитанниками с 14 лет. «1 июня моего мужа пригласили на праздник «Право на счастье». Тогда я начала присматриваться к воспитанникам, познакомилась с директором центра Людмилой Пшеничниковой», — говорит Юлия.

Юлия Поникарова приняла участие в одной из встреч воспитанников с наставниками, на которой рассказала о парфюмерии и правильном уходе за кожей. Тема эта женщине близка, поскольку она 13 лет проработала в крупной сети по продаже косметики. 20-летней девушкой она пришла в магазин продавцом-консультантом, впоследствии стала директором магазина. Юлия сформировала свой коллектив и здесь не забывала о социальной миссии: «Я брала девчонок-сирот и тех, кто приезжает из района, снимает квартиру, то есть тех людей, которым хочется работать и зарабатывать».

| Фото из личного архива Юлии Поникаровой

На эту встречу пришли около 10 воспитанниц. 17-летняя Татьяна сначала сидела в стороне от остальных, близко к себе не подпускала, стеснялась, но под конец мероприятия стала задавать вопросы Юлии, так между ними завязался разговор. «Я даже не хотела ее отпускать, хотелось продолжать общаться, — вспоминает наставница. — Я ее понимаю и где-то в ней вижу себя и даю ей советы с высоты возраста. Таня — интересная девушка. Она знает, чего хочет: уже получила аттестат и будет поступать на парикмахера в наш колледж технологии и дизайна».

Каждую встречу с Таней Юлия старается сделать незабываемой. Они вместе поднимались на колокольню Софийского собора, плавали на катамаранах.  

Впереди девушку ждет самостоятельная жизнь, и Юлия планирует помочь своей подопечной с ремонтом и переездом. «С Таней мы общаемся относительно недавно, но она всегда сама изъявляет желание. Мы идем навстречу друг другу, и пока у меня не было никаких проблем. Я бы рекомендовала и другим, кто хотел бы детей взять в семью, сначала попробовать себя в роли наставника», — говорит женщина.

Дружба с первого взгляда

Наталья не планировала становиться наставником. Со своим младшим другом Даней они встретились в больнице. Женщина работает там медсестрой, а мальчик в тот момент проходил лечение.

«Когда мы познакомились, у меня даже не было мысли общаться с ним. И у него вначале тоже. Но однажды от коллег по работе я узнала, что у мальчика нет телефона. Нам он такого не говорил, и так совпало, что после 23 февраля я ему привезла и подарила телефон. С этого всё и началось. Он попросил мой номер, и мы начали созваниваться, — вспоминает женщина. — Какое-то время из-за карантинных ограничений общались только по телефону. Потом мы стали периодически пересекаться. У него школа в моем районе: где-то встретишься, увидишься, проводишь до школы его. Даня стал приходить в гости, и я всегда готовлю его любимый борщ. Даниилу нравятся разные вкусности, и он впоследствии хочет стать поваром, чтобы научиться их готовить».

Сейчас Наталья тесно общается с воспитателями и специалистами ВЦПД «Флагман», проходит Школу приемного родителя и готовит документы, чтобы взять своего друга к себе на летние каникулы. Наталья говорит, что настроение у мальчика переменчивое, но женщина понимает его и принимает таким, какой он есть. Принимают его и дочери Натальи: одной из них восемь лет, а старшей в этом году исполнится 16.

Как стать наставником?

Если вы готовы попробовать себя в роли наставника, необходимо обратиться в отделение содействия семейному устройству БУ СО ВО «ВЦПД «Флагман». «Наставниками могут стать все граждане, желающие принять участие в жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Для подготовки наставников предусмотрен двухдневный курс подготовки», — говорит Ольга Комякова.

По словам заведующей, отношения с наставником могут осуществляться в разных формах: общение в центре помощи, совместное участие в различных мероприятиях, прогулки, временное пребывание в семье наставника (один день, выходные или каникулы).

70
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.