Без перерасчета

№7 (1211) от 23 февраля 2021 г.

Общественная палата РФ совместно с «ЖКХ Контроль» 19 февраля провела круглый стол по проблемам вывоза твердых коммунальных отходов и вопросам начисления и перерасчета платы за их вывоз.

В 2019 году в России стартовала реформа по обращению с ТКО, и большинство регионов перешли на новые схемы, которые предусматривали превращение вывоза мусора в коммунальную услугу. 

Выбирались региональные операторы, тарифы для которых устанавливаются на региональном уровне. В качестве задачи данной реформы декларировалось создание новой современной инфраструктуры переработки и утилизации, однако реформа вызвала неоднозначный отклик у населения. 

«В тот момент, когда обращение с ТКО стало коммунальной услугой, на него стали распространяться нормы, касающиеся коммунальных услуг, в том числе возможность перерасчета платы, если в помещении отсутствуют люди дольше пяти дней, но это только в том случае, когда расчет платы осуществляется по количеству проживающих людей. У нас есть регионы, где полностью или только в некоторых муниципалитетах рассчитывают плату по квадратным метрам, и это фактически стало новым дополнительным налогом, который не подлежит перерасчету», — отметила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. 

При этом законодательство не предусматривает механизмов перерасчета. Многие из региональных представителей жалуются, что свое отсутствие доказать просто невозможно — нет четких указаний, что считать доказательством. Член Общественной палаты Республики Коми Александр Евсеев на круглом столе предложил восполнить этот пробел в законодательстве и фиксировать отсутствие гражданина по счетчикам водоснабжения и электричества.

19 февраля в онлайн-формате прошел круглый стол «Качество оказания услуг для населения по вывозу твердых коммунальных отходов. Вопросы начисления и перерасчета платы за вывоз твердых коммунальных отходов», организованный Общественной палатой России.

 

Активную дискуссию вызвал способ начисления платы за вывоз ТКО. В 11 субъектах России норматив установлен по квадратным метрам. 

«Как правило, данная методика позволяет снизить нагрузку на социально незащищенные слои населения в связи с тем, что люди с небольшим достатком проживают в маленьких квартирах большими семьями. Как показывает аналитика, конечный платеж населения в среднем получается ниже у субъектов, которые начисляют по «квадратам», нежели у тех, которые начисляют по людям», — констатировал представитель Минприроды Роман Хасанов. 

Однако, как отметил председатель комиссии ЖКХ Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских, вопросы вызывает частный сектор в городе. Тем, кто живет в черте города в частных домах, платить приходится непомерно много, так как площадь, по данным Росреестра, в таких случаях достигает 300 – 500 квадратных метров с учетом хозпостроек. 

Есть и другой вариант. Минприроды разработало проект по фактическому начислению объемов для населения, однако 50 субъектов РФ не поддержали эту инициативу, так как посчитали, что на их территории это нереализуемо. В правилах предоставления коммунальных услуг в 354-м постановлении всё же появилась норма, в соответствии с которой регионы могут вводить порядок оплаты по фактическому потреблению. Но добиться этого в реальности оказывается сложно. 

Многие из региональных представителей жалуются, что свое отсутствие в жилье доказать просто невозможно — нет четких указаний, что считать доказательством. 

Представитель Воронежской области Ольга Фролова рассказала об опыте расчета исходя из объема вывезенных отходов. Опыт оказался не самый положительный. 

«Это хорошо работает в домах, где большие ТСЖ. Там, где управляющие компании, это совсем плохо. Есть график вывоза, но  никто не отслеживает, сколько вывезли: полконтейнера, четверть контейнера, — просто жителям выставляется счет. Более того, нежилые помещения не заключают договоры с региональным оператором. Региональный оператор никак не заинтересован принудить их заключить договор, потому что всё равно деньги получит. Контейнеры нежилых помещений стоят на нашей контейнерной площадке — их также вывозят, и стоимость среди жителей распределяют. Суммы по УК в два раза больше, чем по ТСЖ. Одна жительница нам пожаловалась, что у нее по наличию контейнеров в принципе не могло быть столько вывезено, сколько представляет им управляющая компания. На эти случаи Минстрой никакой методики не предлагает», — поделилась с коллегами Ольга Фролова. 

Руководитель Вологодского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Виктор Вавилов рассказал коллегам  об опыте снижения платы за мусор в сельской местности.

По результатам круглого стола участники направляют в письменном виде свои предложения. Их включат в резолюцию, которая отправится на рассмотрение в правительственные структуры. 

161
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.