Премудрости Софии

№35 (932) от 8 сентября 2015 г.

Места, где были штукатурные гвозди, сейчас могут увидеть даже не специалисты: оттуда заметно крошится штукатурка. | Фото Дениса Краснова

Реставраторы обеспокоены состоянием фресок в соборе: из стен выпадают кусочки штукатурки, а сами изображения покрываются налётом.

«Быть может, впервые Софийский собор просох изнутри благодаря стабилизации уровня влажности и температуры. Сейчас созданы наиболее благоприятные условия для начала консервации и реставрации. С другой стороны, то, что стены начали просыхать, повлекло за собой ряд проблем», — объясняет Иван Федышин, художник-реставратор.


Гвозди истории

Иван Николаевич демонстрирует кусочек штукатурки, выпавший из стен. «Я его взвесил для интереса — около 75 грамм. Это потенциально опасно для посетителей храма. Вологжане и гости города, которые идут в Софийский собор, должны быть предупреждены, что возможно падение штукатурки, что нужно смотреть по сторонам и быть осторожными», — предупреждает Иван Николаевич.

Генеральный директор музея-заповедника Александр Суворов считает, что паниковать не стоит. «Надо понимать, что проблема с реставрацией фресок гораздо серьезнее, чем просто выпадение небольших кусочков штукатурки. 6000 квадратных метров — такова площадь потенциальных реставрационных работ. Чтобы оплатить их, потребовалось бы отдать пятнадцать годовых бюджетов нашего музея».

Кусочки штукатурки сейчас выпадают в основном там, где во время реставрации в 1950-1960-е годы были вытащены так называемые «штукатурные гвозди» — кованые гвозди с широкими шляпками. Их назначение — удерживать штукатурку ровным слоем. На тот момент такое решение казалось правильным.

Работы проводили настоящие профессионалы — специалисты Всесоюзных научно-реставрационных мастерских (ВСНРМ). Большой вклад в дело по сохранению собора в XX веке внесли два человека — известный архитектор Владимир Баниге (он руководил всем процессом), а также художник-реставратор Николай Перцев.

Тогда внутри храма расчистили поздние росписи, выполненные иконописцем Колчиным, а под ними открылся слой старинной фресковой живописи легендарного художника Дмитрия Плеханова. Эти росписи решено было закрепить, то есть сохранить в том виде, в каком они были обнаружены, но их реставрация так и не проводилась.

Масштабные работы по восстановлению и сохранению собора были выполнены и в наши дни — с 1999 по 2007 год. За эти годы восстановили разрушенную лицевую кладку, произвели обработку кирпичей цокольной части специальными влагонепроницаемыми составами. Застеклили оконные проемы, причем в центральных барабанах сделали это таким образом, чтобы можно было провести вентиляцию.

Но самое главное — для поддержания стабильной температуры и режима влажности внутри собора положили теплый пол с вентилируемым подпольным пространством. Все эти меры дали свой результат — храм удалось «просушить», должно быть, впервые с момента его возведения.


Особый режим

«Влажность, плесень и копоть — главные враги фресок во всех холодных храмах нашего климата. Стены веками копили влагу. Мы наблюдаем испарение воды, а при высыхании образуется белый налёт, который сейчас и виден на фресках. Кроме того, на некоторых участках заметен процесс шелушения краски, который тоже портит изображения», — поясняет Александр Валерьевич.

По словам генерального директора музея-заповедника, если начинать работы по реставрации, то храм придётся поделить на несколько участков и возводить леса на высоту до 18 метров на основной площади собора и более 25 метров внутри глав Софии. На этот очень затратный и длительный процесс в областном бюджете средства найти будет трудно.

«Софийский собор — это объект культурного наследия федерального значения. Достаточно заметить, что стенопись такого возраста встречается довольно редко и для региона представляет огромную ценность. Решения о финансировании реставрационных работ такого масштаба обычно принимаются на уровне Правительства РФ», — говорит Александр Суворов.

На данный момент Софийский собор является действующим. Первая в новейшей истории нашей страны служба в нем была проведена 17 июня 2007 года. Тогда Алексий II совершил патриаршее богослужение. Его визит ознаменовался подписанием Соглашения о сотрудничестве между Правительством Вологодской области и Вологодской епархией Русской православной церкви (Московский патриархат).

С того времени за содержанием храма следит музей, поскольку специфика работ по сохранению уникального объекта архитектуры требует профессиональных знаний. В настоящее время собор уже имеет статус кафедрального. Как пояснил руководитель информационного отдела Вологодской епархии Павел Щербина, «мы были не в курсе, что есть такая проблема с выпадением кусочков штукатурки». Расписание богослужений опубликовано на сайте епархии. Поскольку София — кафедральный собор, в нем ведутся службы в крупные праздники церковного года. Ближайший из них — Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября).

В свою очередь на сайте музея даны рекомендации, как вести себя внутри храма, чтобы не нарушать температурно-влажностный режим: «следует ограничиться минимальным количеством зажженных свечей из высококачественного воска с хлопчатобумажными фитилями (по 1 свече на прихожанина)».

Пока это единственное, что могут сделать специалисты на местном уровне, — следить за сохранением внутреннего климата в соборе и вести мониторинг состояния фресок.

Наталья Михайлова

71
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.