Всех скорбящих радость

№32 (929) от 18 августа 2015 г.

Святые рядом с ликами Христа и Богородицы по канону изображаются очень мелко. | Фото Тотемского музейного объединения

В Тотьму после 23-х лет реставрации в Москве вернулась удивительная икона.

На ней еще при жизни был изображен святой Андрей Тотемский рядом с ликом Богородицы. В XX веке этот образ от «поругания безбожников» спрятали верующие жители Тотьмы. В 90-е годы в Москве икону спасли из пожара реставраторы. Ныне образ вернулся в Тотьму.


Знак почитания

Поскольку известно, что покрытая слюдой икона Богоматери Всех скорбящих Радость была создана еще при жизни праведного Андрея Тотемского, это позволяет предположительно назвать время ее появления — не позже 1673 года. Образ был написан в благодарность Господу — в ознаменование исцеления воеводы Максима Ртищева от головной боли.

«Судя по всему, воевода был настолько благодарен за чудесное исцеление, что заказал икону в противовес канонам православия, велев изобразить на ней по левую руку от Богоматери самого Андрея Праведного — ещё живущего и официально не канонизированного церковью», — рассказал Алексей Новосёлов, директор Тотемского музейного объединения.

Как пояснил вологодский художник-реставратор Иван Федышин, это не единственный случай, когда святого изображали рядом с ликом Христа или Богородицы еще до официальной канонизации. Всякий раз такие факты свидетельствуют о небывалой любви и уважении народа.

Андрей Праведный родился в селе Устье Толшменское Тотемского уезда. Был монахом Галичского Воскресенского монастыря, но затем принял путь юродства. Жил в землянке у впадения в Сухону Дмитриевского ручья, близ деревянной церкви Воскресения. «Как бы лишённый рассудка, он зимой и летом ходил босой, в ветхой и разодранной одежде, которая едва прикрывала его тело, пищей его были только хлеб и вода, и то в таком малом количестве, чтобы только быть живым. Днём он ходил и бегал по городу то там, то здесь как юродивый, а ночи проводил в молитве; если добрые люди давали ему милостыню как странному и нищему, то он тайно раздавал её другим нищим. Постоянно пребывая в посте и молитве, с любовью перенося все наносимые ему оскорбления и обиды», — говорится в житии святого.

Записано несколько чудес Андрея Праведного. Так, на Вотче крестьянин Кирилл Фёдоров Мальцев три месяца был парализован. Святой Андрей, явившись ему во сне, спросил: «Кирилл, хочешь ли быть здоровым?» Кирилл ответил ему: «охота встать, человек Божий». Святой Андрей, взяв больного за руку, поднял его и велел сходить приложиться к его гробу. Пробудившись, Кирилл почувствовал себя совершенно здоровым.


Сохранили и спасли

Некоторое время икона располагалась над воротами тотемского наказного двора. Далее её следы теряются. Краевед Дмитрий Григоров упоминает, что в начале ХХ века она находилась зимой в Успенской церкви, а летом — в Воскресенской, где для неё был устроен отдельный киот. Ныне в зданиях этих храмов располагаются музей церковной старины и МВЦ «На Большой Садовой».

Храм Успения закрыли в 1937 году, а в фонд музея икона поступила 14 июля 1941 года, в самом начале Великой Отечественной войны. «Где и у кого хранилась икона эти четыре года — неизвестно. В то время укрывать икону было опасным, поэтому хранители музея запросто могли пойти навстречу неизвестному дарителю и не указывать его имя. Время репрессий...» — замечает Алексей Новосёлов.

Долгое время почитаемый образ оставался в музейных запасниках. В начале 1990-х годов было принято решение о реставрации почитаемой иконы для включения её в экспозицию создаваемого музея церковной старины. Образ отправили в Москву, во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э.Грабаря.

В 90-е наступил кризис. На реставрацию тотемского образа не было денег, а в 2010 году в реставрационном центре еще и случился пожар. Художники с риском для жизни вынесли икону из огня. Образ не пострадал.

Реставратор иконы, сотрудник ВХНРЦ Антонина Караулова рассказала, что работа над восстановлением длилась четыре года. За это время был выполнен гигантский объём работ: укрепление аварийных участков красочного слоя, участков с отставанием холста от деревянной основы, удаление потемневшего слоя олифы, слюды, гвоздей, заделка гвоздевых отверстий, затем — подведение реставрационного грунта, покрытие лаком и восстановление красочного слоя в пределах утрат.

Для максимального воссоздания оригинала реставраторы провели съёмку иконы в инфракрасном и ультрафиолетовом излучениях, которые позволили проникнуть через слои верхней краски и различить оригинальные надписи семнадцатого века.

Демонстрация чудотворной иконы «Богоматерь Всех скорбящих Радость» прошла в музее церковной старины 7 августа. После рассказа об истории этого образа иерей Михаил провел праздничный молебен по случаю возвращения святыни.

Наталья Михайлова

83
0
Похожие статьи
  • 02 сентября' 20 | Культура

    Над иконами и картинами из фондов Тотемского музейного объединения трудятся молодые реставраторы из учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга и Суздаля.

    251
    0
  • 27 мая' 20 | Религия

    В Кичменгско-Городецком районе восстанавливают храм, построенный в честь явления иконы святого Георгия Победоносца.

    224
    0
  • 27 августа' 20 | Ситуация

    Известный вологодский реставратор Александр Попов оказался в центре скандала: на него подал в суд Комитет охраны объектов культурного наследия Республики Татарстан.

    369
    1
  • 04 февраля' 20 | Зверье мое, Увлечения

    Гонка на собачьих упряжках «Русский Север-2020» состоялась в Тотемском районе в минувшие выходные.

    366
    0
  • 23 января' 22 | Ретроспектива

    В Вологде на улице Кирова восстанавливают два дореволюционных доходных дома, чтобы в них открыть гостиницы с историческими интерьерами.

    20
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.