Дорожная карта бита

№44 (838) от 5 ноября 2013 г.

Если в областном центре ремонт дорог идет полным ходом (на снимке — улица Возрождения), то в районах ситуация куда сложнее. | Фото Дениса Краснова

Областные муниципалитеты не могут получить полагающиеся субсидии на ремонт дорог.

На фоне бюджетного кризиса на Вологодчине нарастает конфликт между муниципалитетами и областной властью по поводу субсидирования строительства и ремонта муниципальных дорог.

Эта статья расходов финансируется через областной бюджет и распространяется в виде субсидий. Однако в конце года выяснилось вот что: конкурсы проведены, работы выполнены, подрядчики отчитались, но область по многим объектам так и не перевела денег. Эта проблема в октябре активно обсуждалась на заседаниях Совета муниципальных образований и в Законодательном Собрании области.


Круговая волокита

Как жалуется начальник финуправления череповецкой мэрии Сергей Косарев, Череповец не может добиться перечисления 100 миллионов рублей за ремонт дворов. «Мы не планировали направлять средства дорожного фонда на ремонт дворов, но нас обязали», — возмущается он.

Глава Вологодского района Александр Гордеев полагает, что вся проблема в бумажной волоките. «На 20 миллионов рублей в Вологодском районе выполнено (строительных работ. — Прим. ред.) и мы не можем никак получить деньги, — рассказал он. — У меня сотрудники сейчас не выходят из дорожного департамента. Дополнительные заявки какие-то, какие-то письма, справки. Но ответственность вся ложится на глав муниципальных образований».

В Тарногском районе проблема оказалась ещё сложнее. Подрядчик не успел отчитаться в рамках сроков, установленных для субсидии, и ситуация оказалась патовой. «В декабре были достигнуты договорённости по финансированию со сроком выполнения работ в июне этого года на сумму 6 миллионов рублей, — жалуется глава района Сергей Гусев. — Но выбоины зимой ведь никто не собирался ремонтировать. Работы были выполнены, а денег мы не получили ни копейки. В отличие от Вологодского района Тарногский район в 340 километрах, и каждый день к вам мы ездить не можем. Рассмотрение документа длится по месяцу-полтора. Мы направляем, там проверяют, забираем, устраняем недостатки, снова приезжаем. И так по кругу».

Впрочем, по мнению замначальника областного департамента дорожного хозяйства Николая Гузилова, есть и обратная сторона проблемы: районы не выполняют работы в рамках выделенной квоты. «Бабаевский район: из 18 миллионов освоено 840 тысяч по субсидии «дорожная деятельность», — напоминает он. — Это не наша вина, что здесь и документов на оплату нет».

Как отмечает Николай Павлович, областной дорожный бюджет не так-то легко распределить технически. «Нам пришлось поработать, чтобы у вас у всех не было проблем, хотя я знаю, что нареканий очень много, — рассказал он главам районов. — Но ведь мы должны проверить все документы. А если подрядчик напутал, мы не можем внести изменения. Эти нюансы мы должны учитывать».


Перенаправить деньги

Чтобы избежать проблемы в будущем, Сергей Косарев предлагает направить транспортный налог напрямую в местные бюджеты. «Это стабильные источники формирования муниципального дорожного фонда, — считает он. — Чтобы уменьшить административные барьеры и собираемость, не надо через областной бюджет прогонять, а потом в виде субсидий отдавать. А сразу напрямую транспортный налог отдавать муниципалитетам. Может, поначалу не 100% транспортного налога. Мы говорим о самостоятельности».

По мнению Сергея Гусева, недостаточное внимание к дорожной сфере может иметь серьёзные последствия в будущем. «Транспортный налог должен оставаться в районе, без всяких ступеней «туда и обратно», — говорит он. — Дороги пришли в полную негодность, к центрам сельских поселений не проехать ни осенью, ни весной. Как ответить на вопрос населения, куда деваются деньги? Это вопрос отношения к сельским территориям. Они будут развиваться только в одном случае: если будут дороги. Не будет дорог — не будет ничего. Если не будет связи с территориями, не будет экономики в области».

Депутаты ЗСО тоже в целом согласны с такой постановкой вопроса. «Мы год назад говорили, что мы должны профинансировать полным рублём у муниципалитетов эти расчётные показатели в мае, чтобы работы выполнялись, опять входим в зиму — денег нет, — рассказал заместитель председателя ЗСО Андрей Сивков на заседании комитета по бюджету на прошлой неделе. — Кто-то сделал работы на свой страх и риск и теперь деньги получить не может. Кто-то притормозил, пока не выделили, в итоге зимой будем асфальт в лужи и в снег бросать. Где эффективность-то?»

Впрочем, по мнению Николая Гузилова, ситуация не так критична, как кажется. «Мы сейчас проверяем исполнительную документацию, — рассказал он на Совете муниципальных образований. — Нас ведь тоже проверяют. И этот порядок не нов. Что на федеральном уровне, что на областном. Я не против упрощённой схемы, если бы эти средства были выделены напрямую районам».


Не по закону?

И.о. начальника Департамента финансов области Валентина Артамонова против такого подхода к решению проблемы. По её словам, инициатива идёт вразрез с федеральным законодательством. «В соответствии с Бюджетным кодексом РФ эти источники чётко обозначены как источники Дорожного фонда субъекта Российской Федерации, — рассказала она на комитете ЗСО по бюджету. — То есть это акцизы на бензин и поступления от транспортного налога».

По её словам, если передать транспортный налог муниципалитетам, то в Дорожном фонде эту сумму придётся профинансировать из другого источника. «В соответствии с бюджетным законодательством, на формирование муниципальных дорожных фондов направляется не менее 10% акцизов на нефтепродукты, сумма 235 миллионов рублей, — комментирует Валентина Николаевна. — Распределяется в соответствии с законом о бюджете по дифференцированным нормативам в зависимости от протяжённости дорог муниципального образования».

Выход из ситуации Валентина Артамонова видит в совершенствовании работы в рамках текущих условий. По её словам, Департаменту дорожного хозяйства будет дано поручение до конца года всё урегулировать и разобраться, какие у кого дороги в муниципальных образованиях.

Как стало известно, с начала 2014 года в муниципалитетах области будут создаваться местные дорожные фонды. Об этом рассказал зампред ЗСО Алексей Канаев. «Я думаю, что это решение будет принято после обсуждения межбюджетных отношений после внесения в ЗСО проекта бюджета на 2014 год и последующие периоды», — сообщил он. По словам председателя Вологодской городской Думы Юрия Сапожникова, они будут формироваться из акцизов на бензин и из части дорожного налога, который собирается на территории города.

Владимир Пешков

Тэги: ремонт дорог, дорожные фонды, Артамонова Валентина*

Самые последние и интересные новости России представлены только на сайте глазун.рф. Читайте новости, дтп, последние события и будьте в центре всего происходящего!

37
0
Похожие статьи
  • 11 августа' 20 | Реклама

    Дорожники приступили к замене асфальта на наиболее проблемных участках в поселке в рамках ямочного ремонта. Уже отремонтировано покрытие на перекрестке Ленина и Емельянова, улицах Мира, Парковой, Ленина, Подлесной.

    38
    0
  • 01 апреля' 20 | Дороги

    При рекордных тратах на дороги Вологодской области по-прежнему не хватает денег на их ремонт.

    200
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.