Надзорники с большой дороги

№7 (801) от 19 февраля 2013 г.

Бывший сотрудник хозяйственной части ВИПЭ, полковник в отставке и бывший следователь милиции в пятницу по решению суда были помещены под домашний арест. | Фото предоставлено пресс-службой УФСБ

6 сотрудников Вологодского управления государственного автодорожного надзора задержаны за взятки.

В среду, 13 февраля, сотрудники ФСБ провели обыски в квартирах и служебных кабинетах сразу шести сотрудников автодорнадзора, за которыми оперативники управления Федеральной службы безопасности следили еще с лета 2012 года.


Штрафуют все

Вологодское управление государственного автодорожного надзора — структурное подразделение федеральной структуры и подчиняется напрямую Москве. Сотрудники автодорнадзора контролируют дорожный транспорт, следят, чтобы на дорогах не нарушались федеральные законы. Например, о запрете перегруза на оси грузовиков. Многотонники разрушают дорожное покрытие, поэтому, как правило, штрафы за такие нарушения высокие. Иногда доходит и до нескольких сотен тысяч рублей, если к ответственности привлекаются юридические лица.

По закону, минимальная сумма штрафа, когда у машины идет перегруз только на одну ось, равна 1 тысяче рублей со 100 километров. То есть если грузовик, например, едет в Вологду из-за Уральских гор, а расстояние от Челябинска до Вологды по трассе составляет 1915 километров, то сумма штрафа получается внушительной. Километраж автомобиля сотрудники автодорнадзора отслеживают по путевым листам. А сами водители, которые нарушают законы, могут лишиться прав.

В Вологодском управлении всего работает 10 контролеров, дежурящих на стационарных постах федеральных трасс. Поста на выезде-въезде в областную столицу два: в направлении Москвы и в направлении Череповца. Весовым контролем оборудован оба. Самый современный был открыт в прошлом году на трассе Новая Ладога. Именно здесь сотрудники ФСБ и обнаружили настоящую организованную группировку из 6 ревизоров.

«Пост контроля находится рядом с постом ДПС, — рассказали представители следствия, — поскольку выявить нарушение сотрудники автодорнадзора могут, а вот наказать за него, составить протокол — нет. Эту функцию осуществляют сотрудники ДПС ГИБДД. Автонадзор даже остановить автомобиль не может, поэтому нередки такие случаи, когда на просьбу остановиться водители грузовиков просто не реагировали, а ехали дальше».

Все данные о перегрузе, которые фиксируются весовым контролем, сохраняются. Однако, как установили оперативники ФСБ, их почему-то никто не проверял. Этим и воспользовались сотрудники автодорнадзора. Получая в среднем по 15 тысяч в месяц, еще несколько десятков тысяч они «зарабатывали» на взятках.


По абонементу

Сейчас уже установлено, что из общего количества автомобилей протоколы составлялись только на 3-5 в день.

«Это не больше 5 процентов от всех нарушений, — считают работники следственных органов. — То есть можно себе представить, какое на самом деле количество автомашин с перегрузом проходило в день через этот пост!»

По версии следствия, остальные 95 процентов и становились жертвами взяточников. В среднем с одного автомобиля могли брать от 300 до 3 тысяч рублей. В день каждый дежуривший мог уносить с собой по 2-3 тысячи рублей, «заработанных» таким образом.

«Интересно, что на другом оживленном направлении — на выезде в Москву — ничего подобного мы не обнаружили, — поясняют оперативники, — то есть взятки брали только на Новой Ладоге».

Но этим заработок не ограничивался. Как выяснилось, были еще так называемые «абонементы». «Например, у сотрудников автодорнадзора был с собой особый мобильный телефон, — рассказывают очевидцы, — на него приходили СМС со списком номеров автомобилей, которые задерживать не нужно. То есть предприниматели, которым принадлежали эти автомобили, заранее проплачивали проезд через пост весового контроля».

Иногда, видимо, тоже по определенной договоренности, целые вереницы большегрузных автомобилей проходили через пост, когда сотрудников ДПС не было. То есть до 8 утра и после 8 часов вечера. У следствия есть подозрения, что так массово автомобили проходили через пост не случайно, но это еще предстоит доказать.


Реалити-шоу

Чтобы уличить организованную группу во взятках, прямо в помещении поста автодорнадзора была поставлена камера. И несколько месяцев велась запись. На пленке видно, что сами работники поста деньги в руки никогда не брали. Они набирали сумму на калькуляторе, показывали ее водителю и кивали головой на соседний стол. Туда водитель клал взятку и уезжал.

«Эти суммы были фиксированными. То есть предприниматели, которые везли груз, уже точно знали расценки на вологодском посту и давали деньги водителям специально для этого, — говорят следователи. — Причем, учитывая, что свидетелями по делу проходят водители грузовиков из Костромы, Иваново, Челябинска, Кирова, Перми, Санкт-Петербурга, эти расценки были хорошо известны и за пределами Вологды».

В ноябре сотрудники ФСБ начали обработку первых данных, которые зафиксировала камера наблюдения. Фактов взяток было настолько много, что систематизировать их было делом непростым. Одного за другим по видеозаписям установили шестерых сотрудников автодорнадзора, которые брали деньги систематически. Сколько всего они таким образом «заработали», сказать трудно.

В среду, 13 февраля, спецназ ФСБ задержал всех шестерых и провел обыски. Четверо из подозреваемых сразу рассказали, что действительно имели такой побочный заработок. Не стали скрывать, что давали деньги сотрудникам автодорнадзора, и водители.

«Водители не понимают, что дача взятки — такое же преступление, и мы будем привлекать их за это, — пояснили нам. — Если не придут с явкой с повинной. Те, кто это понял, пришли и рассказали всю правду».

Но двое из шести задержанных сотрудников автодорнадзора молчат. Интересно, что оба в прошлом силовики. Бывший сотрудник хозяйственной части ВИПЭ, полковник в отставке и… бывший следователь милиции в пятницу по решению суда были помещены под домашний арест. Им запрещено разговаривать по телефону и выходить из дома. За любую попытку нарушить режим они могут попасть уже в следственный изолятор до самого суда.

К сожалению, узнать, что думает по поводу массовых обысков и обвинений своих подчиненных во взяточничестве руководитель Вологодского управления государственного автодорожного надзора Дмитрий Гришанин, нам не удалось. «Пока мы не будем давать комментариев, — пояснили нам в приемной Гришанина. — Пусть следствие их дает».

В главном управлении в Москве, куда нам удалось дозвониться, пояснили, что знают о том, что произошло. Но от комментариев тоже предпочли воздержаться…

Между тем не исключено, что это пока не все уголовные дела, которые могут быть возбуждены по информации УФСБ.

Юлия Лаврова

Тэги: Вологодское управление автодорожного надзора***, взятки, ФСБ***, задержания, грузовые перевозки

Слышали, что в постройке ресторана самое главное правильное проектирование ресторанов? Предлагаем вам зайти на сайт www.magnatcorp.ru и прочитать информацию более детально. Вы узнаете больше про наши услуги, цены, так же сможете прочитать отзывы и узнать, как с нами можно связаться. Мы вас ждём!

184
0
Похожие статьи
  • 29 августа' 21 | Тенденции

    Вслед за оптовыми ценами начали стремительно расти и розничные, и это вызвало массовое недовольство россиян. Дело не только в ценах на топливо на заправках. Возможно, гораздо важнее то, что это может повлиять на цены на товары народного потребления.

    68
    0
  • 10 ноября' 21 | Криминал

    ФСБ задержала в Вологде сторонника террористической организации «Исламское государство».

    81
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.