Пятое колесо

№35 (778) от 4 сентября 2012 г.

Памятник легендарной «полуторке» ГАЗ-АА в 40 км от Вологды по московской трассе. | Фото с сайта gruzovikklub.ucoz.ru

Автомобили не только постоянно помогали вологжанам, но и становились главными героями праздников.

Шумный праздник по случаю 50-летия автомобиля горсовет Автодора подарил вологодской публике 12 сентября 1935 года. Ударников производства и активистов-автодоровцев возили по городу и его окрестностям на сверкающих новой краской машинах. За рулем каждой сидел инструктор. Он не позволял отвлекаться на любование красотами за окном, так, по дороге читал своим пассажирам лекцию по истории автомобилестроения. Инженер Д.Х.Леденцов, сын известного общественного деятеля и мецената Вологды, под открытым небом просвещал публику на тему устройства транспортного средства. А юные автолюбители, коих в городе насчитывалось уже около тысячи, на педальных машинах колонной проехали по центральным улицам.


Кино на колесах

Первая кинопередвижка, установленная на автомобиле ЗИС, была замечена в Вологде 24 мая 1936 года на площади Революции у Александровского сада (ныне Комсомольский сквер). Перед машиной на тонких шестах натянули огромный экран. Пять тысяч человек не отводили от белого полотнища взглядов, сопереживая героям картины «Семеро смелых». В перерывах между частями фильма транслировали радиопередачи из столицы или включали граммофон. После произведенного фурора незамысловатое оборудование для демонстрации кино в качестве подарка досталось Вологодскому гарнизонному клубу.

В начале осени 1938 года на нашем паровозовагоноремонтном заводе изготовили три кузова для автобусов «ЗИС». А 12 июля 1940 года в Вологде начала действовать новая автобусная линия, обслуживали которую три новеньких 36-местных автобуса «ЗИС-16», отличавшиеся в соответствии с тогдашней автомобильной модой обтекаемой формой кузова, но по-прежнему выполненной на деревянном каркасе. Так появился первый закольцованный маршрут в городе: «Вокзал — пристань — облисполком — парк паровозовагоноремонтного завода — театр — вокзал». Имеется в виду драматический театр, который тогда занимал здание современного театра для детей и молодежи на улице Октябрьской. В свою очередь, статистики подсчитали, что за 11 месяцев 1940 года автобусы областного центра перевезли 1258 пассажиров. Автобусный парк города располагал тогда двадцатью машинами.

Важную стройку затеяли в ноябре 1938 года на улице III Интернационала — оборудовали стоянку под открытым небом, рассчитанную на 50 машин. Осознавая, что зимой при отсутствии гаража двигатели верных лошадок запустить непросто, решили позаботиться и о наличии в зоне стоянки горячей воды. Подачу необходимого количества отработанной на производстве подогретой воды гарантировал спиртоводочный завод.



Такси будущего

В июле 1981 года по дорогам области проехали 40-тонные автономные «СуперМАЗы». Три экспериментальные сверхгрузоподъемные бортовые машины, невиданные прежде в наших краях, отправились в рейс по маршруту Вологда — Ленинград. Минул год, и в октябре 1982 года на вологодском заводе «Мясомолмаш» завершилась отгрузка первой экспортной партии молочных цистерн, установленных на шасси автомобилей «КамАЗ». Девять вологодских молоковозов, изготовленных в особом тропическом варианте, спустя некоторое время курсировали по дорогам Алжира, Сирии, Эфиопии и Мозамбика.

В начале 1985 года на трех автомобилях-такси Вологодского автотранспортного пассажирского предприятия появилась эмблема Советского Фонда мира и надпись «Водитель работает в Фонд мира». По традициям 80-х, право сесть за руль таких такси получили лучшие работники парка Е.И.Яковченко, Б.Д.Кудряшов и Б.П.Трапезников.

С 4 апреля 1986 года другие не менее примерные и уважаемые таксисты осваивали легковые автомобили ГАЗ 24-11, так как город впервые закупил продукцию Горьковского автомобильного завода. Через два года, как ни странно, но тоже в апреле, на улицах Вологды замелькали три новенькие «Волги» (ГАЗ-24-17). Внешне они практически не отличались от привычных таксомоторов, но работали на чистом топливе — сжиженном газе. Такого в истории пассажирского автотранспортного предприятия еще не было. Одной заправки хватало на 500 километров пути.


Финско-вологодский бартер

26 октября 1996 года Вологда вместе со всей страной отметила 100-летие российского автотранспорта. Точкой отсчета послужило постановление министра путей сообщения князя М.И.Хилкова от 11 сентября 1896 года «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Юбилей значимый, поэтому власть имущие размечтались установить в областном центре памятник автомобилю-ветерану — легендарной «полуторке» ГАЗ-АА. Грузовик Нижегородского автозавода первоначально представлял собой лицензионную копию американского грузовика Форд АА образца 1929 года и имел грузоподъемность 1,5 тонны, отсюда меткое прозвище — «полуторка». Интересная идея оказалась абсолютно неосуществимой. Раритетные модели в среде любителей старины нашли, но их состояние оставляло желать лучшего. Вложить же деньги в серьезную реставрацию машин сочли дорогим удовольствием. Не пришли к единому мнению и по поводу выделения места для памятника. Площадки у главных зданий ПАТП №2 и «Вологдаавтотранс» архитектурная служба города категорически отвергла. Поговорили в верхах и решили, что «полуторка» особенно и не нужна вологжанам: жили без нее, проживем и дальше!

В 90-е годы курьезов хватало с избытком, и никого уже не удивляли забавные ситуации, периодически возникавшие в областном центре. В 1997 году в Вологду прибыла партия автомобильных шипов в количестве двадцати тысяч штук. Таким образом финская фирма «Турванаста» (в русском варианте «Безопасный шип») рассчиталась с вологжанином-переводчиком. Один из наших земляков перевел на финский язык книгу «Шины и шипы», авторство которой принадлежало сотрудникам Вологодского политехнического института. Дословный в буквальном смысле слова бартер и стал расплатой за его услуги.

Ольга Якунина


Факты

  • В 1872 году под Петербургом испытывался «сухопутный пароход», доставленный из Шотландии. 16 (28) июля 1872 г. государственными органами была выдана первая лицензия петербургским механикам Орловскому и Кемпте на перевозку тяжестей посредством паромобиля.
  • Всероссийская перепись автомотосредств 1919 года показала: в республике 12 тыс. единиц техники, из них лишь 4,4 тыс. на ходу, в том числе 1,5 тыс. грузовых и 1,4 тыс. легковых автомобилей.
  • 15 сентября 1994 года было создано Государственное предприятие Вологодчины «Областная дирекция автобусных перевозок».

Тэги: автомобили, история


Проблемы в бизнесе? Упали продажи? Что делать? Вам срочно нужна интернет-реклама. Что и как узнаете на сайте iq-adv.ru.
96
0
Похожие статьи
  • 27 ноября' 19 | След в истории

    В мае 1935 года воспевавший русскую природу прозаик и фотограф-любитель Михаил Пришвин, будучи проездом в Вологде, поделился путевыми впечатлениями в своём тайном дневнике и сделал по крайней мере один снимок, который дошёл до нас. Но куда пропали остальные вологодские фотографии?

    536
    1
  • 10 июня' 20 | Как это было

    100 лет назад на севере закончилась Гражданская война, но Вологда вновь оказалась на военном положении.

    127
    0
  • Горожане и даже коллеги по разведгруппе знали её как Асю. Шифровки в Центр она подписывала «Лили». А в родном селе Новое Усть-Кубинского района Вологодской области её помнили как Любу Лебедеву и четверть века считали пропавшей без вести...

    999
    0
  • 03 июня' 20 | Знай наших!

    Отец Сергий Щепелин преподает уроки истории не только словом, но и делом.

    222
    0
  • 12 декабря' 19 | Нераскрытые тайны

    В феврале 1925 года в Вологду в рекламных целях прилетел самолёт «юнкерс» — невероятная диковина для наших краёв. Пилотировавший его Василий Копылов позже примет участие в экспедиции вокруг света, два года спустя вновь побывает на Вологодчине, но после этого... бесследно исчезнет.

     

    528
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.