Детство на колесах

№30 (773) от 31 июля 2012 г.

В свое время педальные автомобильчики были мечтой мальчишек.

В 30-е годы XX века вологодские дети «заболели» автомобилями.

Они занимались моделированием машин и отправлялись на соревнования, где демонстрировали возможности изобретенного ими транспорта.

Семинары на тему «Как построить самодельный педальный автомобиль» в столице, например, организовывались регулярно. В 1931 г. в Москве прошел I всесоюзный слет юных друзей Добровольного общества содействию развития автомобильного транспорта, тракторного и дорожного дела с целью популяризации технического творчества. А в июле 1935 года в Вологде чествовали юных автодоровцев, с успехом выступивших на краевом слете. Боря Николаев за 41,4 секунды проехал на педальном авто собственной конструкции 250 метров, за что получил 100-рублевую премию. Кстати, 15-летний вологжанин вскоре установил всесоюзный рекорд скоростной езды по пересеченной местности. Его машина с цепной передачей за 30,8 секунды преодолела 150 метров. Способности модели другого школьника, Медведева, оценили в 50 рублей. За чуткое руководство талантом поощрили и инструктора мальчика Евгению Мельникову. Сумма вознаграждения в данном случае выросла до 200 рублей.


Минимум бензина на максимум пути

Состязания взрослых жителей сельской местности Вологодчины с позиции сегодняшнего дня тоже кажутся актуальными. Например, 21 апреля 1961 года Вологодский районный комитет ДОСААФ подвел итоги лично-командных автомобильных соревнований по программе спартакиады технических видов спорта. В них приняли участие 29 водителей на колхозных и совхозных машинах «ГАЗ-51». Перед сельчанами, решившимися продемонстрировать собственные умения, поставили непростую задачу: проехать на бензине, рассчитанном только на километровую трассу, наибольшее расстояние, при этом израсходовать минимальное количество горючего и ни разу не нарушить правила дорожного движения. Первое место и звание чемпиона районной спартакиады по автоспорту получил водитель совхоза «Искра» И.Андреев. Состязания за экономию бензина и работу зимой по летним нормам его расхода стали массовым явлением сразу после окончания Великой Отечественной войны. Например, водитель автобуса Московского пассажирского автохозяйства Я.И.Титов первым был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР именно за выполнение взятых обязательств по экономии топлива.

Дефицит автомобилей в нашей стране, многолетние очереди на покупку собственной «ласточки» заставили пошевелить мозгами и взрослое население. Первые любительские конструкции, собранные зачастую из того, что имелось под рукой, появились еще в 50-х годах. Технические условия на создание самодельных автомобилей были разработаны журналом «Техника молодежи» совместно с ГАИ в 1957 году, что позволило легализовать использование самодельных конструкций. Первые же «Технические требования к микролитражным автомобилям и мотоколяскам, изготовленным в индивидуальном порядке» вступили в силу в 1965 году. Выставки транспортных самоделок в Советском Союзе проходили с 1963 года, а начиная с 1969 года стали устраивать и регулярные междугородные пробеги.


Чудеса наяву

11 августа 1983 года Вологда встречала участников XVII Всесоюзного пробега автомобилей самодельных конструкций. Гости проехали по улицам областного центра, возложили цветы к мемориалу «Вечного огня» и с гордостью продемонстрировали свои достижения на площади Революции.

Москвич Юрий Алгебраистов оригинальную машину изготовил в собственной квартире на девятом этаже. Она развивала скорость до 180 км в час. Однако, чтобы убедиться в этом, «Юну» пришлось опускать на землю с помощью подъемного крана.

«Машиной 2000-го года» называли творение Александра Кулыгина из Ухты. Его двухместная спортивная «Панголина» клиновидной формы мчалась с двухсоткилометровой скоростью, имела кузов из пластика, а рулевое управление и мосты представляли собой усовершенствованные узлы от ВАЗ-2101. Эксперты оценили талант Кулыгина настолько высоко, что на Московском автозаводе им. Ленинского комсомола непрофессионалу-самоучке тотчас же предложили должность конструктора.

Автомобиль другого участника пробега, рижанина слесаря-сантехника П.Назарова, без единого ремонта за девять лет проехал 267 тысяч километров. В изобретении В.Миронова из столицы отсутствовали карданный вал и сцепление. Вологодские зрители устроили овации этому умельцу, снабдившему свою машину автоматическим бесступенчатым сцеплением, клиноременной передачей и всего двумя педалями — газа и тормоза.

Финальные соревнования чемпионата РСФСР по автомобильному многоборью впервые стартовали в нашем городе 14 августа 1982 года. Преимущественно на личных автомобилях спортсмены сражались за призовые места в скоростном маневрировании, слаломе и спринте. Летом следующего года на стадионе «Динамо» горожане рукоплескали участникам автошоу из Тольятти. Это был первый профессиональный творческий коллектив автомотокаскадеров в нашей стране, созданный в 1978 году и покоривший Китай, Италию, Болгарию, Польшу, Югославию, ОАЭ и США. В новой программе «Автородео-ВАЗ» зрители увидели вояж на двух колесах, развороты на 360 градусов, прыжки на автомобилях и другие трюки.

Ольга Якунина

Тэги: авто, история


Мечтаете о загородном доме в тихом живописном месте? Представляем вашему вниманию "Тихие дали" коттеджные поселки киевское шоссе - отличный выбор. Предложение на сайте www.tihiedali.ru.
58
0
Похожие статьи
  • Летом 1941 года в районах Вологодчины в обстановке строжайшей секретности началась подготовка кадров для подпольной работы на случай вероятной оккупации наших территорий фашистами. Даже родственникам будущих подпольщиков не полагалось знать, чем те занимаются.

    415
    0
  • 18 декабря' 19 | След в истории

    Долгое время имя сосланного в Кирилло-Белозерский монастырь князя Михаила Воротынского пребывало под негласным запретом, потому что царь Иван Грозный, завидовавший успехам этого боярина и полководца, считал его... колдуном.

     

    654
    0
  • 15 января' 20 | Нераскрытые тайны

    В начале XX столетия как минимум дважды на территории Вологодчины совершили вынужденную посадку воздушные шары с людьми на борту, причём экипаж первого чуть не пристрелили напугавшиеся крестьяне, а пассажиров второго едва не сшиб поезд.

    628
    0
  • 10 июня' 20 | Как это было

    100 лет назад на севере закончилась Гражданская война, но Вологда вновь оказалась на военном положении.

    127
    0
  • 22 января' 20 | Культура, Кадры

    Новым министром культуры Российской Федерации стала праправнучка вологодского губернатора.

    1003
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.