Под звуки музыки

№33 (724) от 16 августа 2011 г.

На трибуны открытой концертно-театральной площадки в Консисторском дворике выходит большая часть окон хранилища. Снимок сделан на одном из мероприятий театрального фестивали «Голоса истории» в 2010 году. | Фото Марии Жаренковой

Сотни тысяч экспонатов фондохранилища Вологодского музея-заповедника под угрозой гибели.

Все фонды хранилища музея-заповедника расположены в зданиях Вологодского кремля — памятниках архитектуры XVII-XIX веков, нуждающихся в реставрации.

Поэтому о создании необходимых условий для хранения музейных коллекций и речи быть не может: установка систем вентиляции и кондиционирования для климатического режима, искусственного освещения, специализированного оборудования для хранения просто невозможна.

«Все это приводит к тому, что лучшие коллекции музея-заповедника «Древнерусская живопись», «Древняя скульптура» и другие заражаются плесенью. Некоторые экспонаты просто на грани гибели, — рассказывает Елена Виноградова, главный хранитель музейных коллекций. — Что можно еще сказать о состоянии наших фондов, если стеллажи в хранилище еще с 40-х годов, установленные после войны»? Специалисты реставрационного отдела едва успевают приводить в удовлетворительное состояние аварийные музейные экспонаты.


Пламенные трибуны

Осложняют положение и трибуны открытой концертно-театральной площадки в Консисторском дворике — именно сюда выходит большая часть окон хранилища.

Площадка устанавливается ежегодно с начала 90-х годов в период с мая по сентябрь. Здесь проходит не только театральный фестиваль «Голоса истории», но и «VOICES», «Лето в кремле», гастрольные проекты, музейные праздники и спектакли вологодских театров. По данным областного департамента культуры, трибуны площадки рассчитаны на 560 человек, но практически на все мероприятия устанавливаются дополнительные места.

Под трибунами скапливается влага, проникает в кладку стен, провоцирует рост водорослей, мхов и плесени, повышает влажность в хранилище, препятствует его естественному освещению и циркуляции воздуха. «Во время музыкальных концертов у нас в хранилище стекла звенят и обваливается штукатурка. А в экстренной ситуации ни пожарная, ни МЧС не смогут подъехать к зданию хранилища, — рассказывает Елена Виноградова. — Мы бьем тревогу по этому поводу не первый год, но результата нет».

Обустраивает концертную площадку Вологодская областная государственная филармония им. Гаврилина. В этом году площадка была собрана в мае. «Мы сочувствуем проблемам фондохранилища. Мы были бы рады собирать трибуны и сцену после каждого выступления, но это невозможно, — рассказывает Галина Цыпкус, заместитель генерального директора филармонии. — Установкой сцены занимается бригада вологодских специалистов. А вот трибуны устанавливает специальная бригада из Москвы, имеющая лицензию. Их услуги обходятся бюджету в сумму около 300 тысяч рублей». В этом году сезон в Консисторском дворике будет закрыт 17 сентября гала-концертом «Рубцовской осени». По словам Галины Цыпкус, 18 сентября трибуны и сцена будут убраны.

По мнению Елены Виноградовой, даже в такой ситуации можно найти компромисс: отодвинуть трибуны от здания хранилища, немного уменьшив площадь сцены, сократить сроки их установки. Хотя бы на время — до окончания реконструкции здания для нового депозитария музея-заповедника. «Ведь это даже с экономической точки зрения невыгодно, учитывая высокую стоимость консервационно-реставрационных работ», — считает главный хранитель.


Отложенный депозит

Решение о создании нового депозитария как одного из первоочередных объектов культуры было принято еще в 2004 году. Здание выделила областная администрация на Ленинградской, 71. Его общая площадь пять тысяч кв. метров. Общая величина затрат на реализацию проекта по смете 2005 года составила 224 миллиона рублей. В эту сумму входит и самое современное специализированное оборудование для хранения, каталогизации музейных коллекций, работы с ними искусствоведов и реставраторов.

Работы по реконструкции здания, по данным областного комитета информации, ведутся с 2006 года. Инвестором выступал Департамент строительства, промышленности и энергетики ВО, с 1 ноября 2008 года — Департамент развития муниципальных образований, заказчиком — ГУП «Вологдаоблстройзаказчик». Генеральная подрядная организация, ведущая работы на объекте, — ООО «Инвестстрой».

«К работе мы приступили в феврале 2007 года, а в июле 2008 года уже закончили. За это время выполнен ремонт кровли, замена оконных проемов, внутреннее укрепление перекрытий и перепланировка помещений, стяжка и устройство фундаментов под оборудование», — говорит Валерий Климов, генеральный директор ООО «Инвестстрой».

В 2009-2010 годах строительство было остановлено из-за нехватки бюджетных средств. Также, по данным комитета информационной политики, на 2011 год предусмотрено выделение 31 миллиона рублей, которые пойдут на погашение задолженности строителям.

«Все годы, когда ремонтные работы не велись, мы подавали заявки на участие в федеральной целевой программе «Культура России», писали обращения к министру культуры РФ, — рассказывает Елена Виноградова, — но результата не было».

По данным областного департамента культуры, в мае 2011 года в адрес Департамента строительства, капитального ремонта, инвестиционной политики и реставрации Министерства культуры РФ Департаментом культуры ВО была направлена заявка на выделение средств в рамках все той же программы «Культура России (2012-2016 годы)».

Ответа пока не поступило, однако надежда на включение вологодского депозитария в план работы еще есть. Кроме того, по долгосрочной целевой программе «Инвестиции в объекты капитального строительства на 2010-2013 годы и перспективу до 2020 года» на реконструкцию здания депозитария предусмотрено финансирование в 2014-2020 годах.

Александра Шер


Опрос

Как вы считаете, что важнее — возможность проводить концерты на открытом воздухе или безопасность музейных экспонатов?

Алевтина АРХИПОВА:

– Наследие надо охранять, а концертным площадкам можно подыскать и другое место. Театры летом отдыхают, постановок нет, пусть там и работают.

Наталья ТИХОМИРОВА:

– Сохранность музейных реликвий, безусловно, важнее. Площадкам в кремле действительно нет места. Для этих целей можно использовать парки, скверы, другие места. У нас в Череповце церквей раз-два и обчелся, поэтому охрана культурного наследия для меня значимее.

Леонид МАЛЫГИН:

– Я считаю, что и концерты надо проводить, и экспонаты надо сохранять. Главное, чтобы наши дети и внуки приняли и сохранили нашу культуру.

Юрий ИЛЬИЧЕВ:

– Я все равно не хожу в Вологодский кремль. Но если бы выбирал, то концерту предпочел бы экскурсию в музей. Экспонаты на самом деле интереснее.

Алена АЛЕКСАНДРОВА:

– Необходимо и то, и другое. Но недопустимо, чтобы экспонаты хранилища содержались недолжным образом. Музейные ценности не перенесешь, а вот площадок для концертов и спектаклей в городе, мне кажется, гораздо больше.

Валентин Иванов


Ваша деятельность связана со строительством или крупными ремонтами? Хотите узнать, где можно приобрести автобетоносмеситель или камаз самосвал? Предлагаем вам зайти на сайт www.truck-holding.ru и прочитав информацию более детально вы сразу увидите, что именно у нас вы сможете приобрести то, что необходимо на вашей работе по очень разумной цене. Удачной вам покупки!

23
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.