Важнейшее из искусств

№3 (694) от 18 января 2011 г.

Взбитый надо лбом чуб, высоко при помощи грима подтянутые брови делали облик клоуна Виталия Лазаренко запоминающимся. | Фото с сайта all-photo.ru

Со второй половины XIX века в нашем городе в летнее время регулярно гастролировали передвижные цирки, располагаясь на набережной реки Вологды в районе современной улицы Маяковского.

Это стало традицией, поэтому елабужская мещанка А.И.Савиных собственное здание увеселительного заведения возвела здесь же.

5 июля 1902 года дама обратилась в губернское правление с просьбой осмотреть построенный ею в Вологде цирк. Устранив выявленные в ходе проверки недостатки деревянной постройки, Аграфена Ивановна облегченно вздохнула и, получив официальное разрешение, открыла занавес шапито.


Клоунские выходки на ходулях

Находясь под сильным впечатлением от борьбы профессионалов-силачей на арене цирка, 2 июля 1911 года компания молодых людей устроила драку в центре Пятницкого бульвара. По утверждению прессы, летним вечером 1911 года любой вологжанин рисковал быть сбитым с ног каким-нибудь фанатом цирковых артистов. А господину Горцу, чья труппа с мая по август 1911 года выступала у нас на арене, гастроли принесли ощутимую прибыль. Доход за три месяца составил 25 тысяч рублей.

28 мая 1913 года в Вологодском цирке стартовал международный чемпионат французской борьбы. Перед зрителями продефилировали 11 борцов, доминировали среди них тяжеловесы.

Рекламные листовки 1922 года гарантировали интересное развлечение для заскучавших вологжан, ведь к нам в гости приехали артисты московских цирков. Явными фаворитами слыли комические балагуры-сатирики братья Альперовы и лучший прыгун-клоун Виталий Лазаренко.

Ожидания зрителей, поверивших рекламе, оправдались на сто процентов. Виталий замечательно ходил и даже танцевал на высоких ходулях, выполнял сальто-мортале через громоздкие препятствия: лошадей, извозчичьи пролетки, два автомобиля. В 1914 году зафиксировал своеобразный рекорд, перепрыгнув через трех слонов. Художник Б.Р.Эрдман создал для клоуна яркий и броский костюм, в котором артист выступал до конца своих дней. Двухцветным было все: пиджак, брюки, комбинезон, носки, туфли, шапочка-колпачок.

Гастроли заканчивались, универсальный клоун уже сидел в вагоне поезда, а на улицах Вологды, как, впрочем, и иных населенных пунктов страны, оставляемых им, раздавали цветные листовки: «Спасибо за вниманье, я уезжаю, до свиданья. Виталий Лазаренко». Артист заказывал их за свой счет, оплачивал распространение, чтобы поблагодарить публику и еще раз напомнить о себе.


«Арена — место бодрого и здорового отдыха!»

В июне 1927 года на берегу реки Вологды торжественно открыли новое здание городского цирка. Строительство обошлось в пять тысяч рублей. Первая труппа, выступившая на отсутствовавшей в течение 12 лет в городе арене, состояла из 60 артистов и 20 дрессированных лошадок.

Вологда также рукоплескала старейшему мастеру конного жанра дрессировщику П.А.Манжелли. В 1929 году он прибыл в город с собственной конюшней, прославившись постановкой уникальных номеров «Карусель», «Детский сад», в которых участвовало одновременно до 30 лошадей. В вологодском цирке тем летом выступали акробаты и фокусники, эквилибристы и силачи.

Артисты Первого московского госцирка, положившие начало летнему сезону 1932 года, старались соответствовать лозунгу «Арена — место бодрого и здорового отдыха!». Дрессировщик Лукашенко демонстрировал танцевальное трио: двух пони и собаку. Наездники Первиль и Багри-Кук поражали хорошей техникой. Лишь комики-шарманщики Вержор пришлись не по душе критике. По мнению ценителей искусства, их частушки не отвечали задачам современности, а напоминали глупые мещанские стишки. Два вагона зверушек талантливого Ф.Дурова выбегали на сцену Дома Революции (ныне Театр для детей и юношества) в 1933 году.


Поросячьи рыла пассажиров

Через пять лет в Вологду в составе столичной труппы заглянул популярнейший в Советском Союзе дрессировщик «всевозможных животных, зверушек и птиц» Михаил Золло, чьи гуманные методы дрессуры были сходны с дуровскими. В течение более 70-ти лет сценической деятельности он слыл неистощимым выдумщиком. Самое нашумевшее шоу Золло — «Железная дорога». На арене укладывались рельсы, раздавался гудок, и выезжал состав — маленький паровоз и несколько вагонов. Поезд встречал начальник станции — козел, суетился стрелочник — обезьянка по кличке Бэби. Вагоны заполняли пассажиры: поросята, куры, морские свинки, белка, изображавшая балерину. Последним заскакивал безбилетник-заяц...

Пришлись по душе вологжанам и дочери М.Золло, Елизавета и Клавдия, в роли «женщин-жокеев». Девушки, «единственные в своем амплуа» на цирковой арене 30-х годов, занимались также акробатикой и дрессурой животных.

За два с половиной месяца 1939 года артисты передвижного цирка-шапито, раскинувшего шатер на 1250 мест у Винтеровского моста через реку Золотуху, дали 88 представлений почти для 90 тысяч вологодских зрителей.

Ольга Якунина


Кстати

Диаметр арены цирка во всем мире одинаков и составляет 13 метров, вне зависимости от вместимости зала. Объясняется это профессиональной необходимостью. Для конной вольтижировки и акробатики необходимо, чтобы спина бегущей лошади была всегда под одним углом к центру манежа. Добиться подобного возможно, поддерживая чётко заданную скорость лошади, только при определённом диаметре манежа. Высота барьера рассчитывается так, чтобы лошадь среднего роста могла, положив копыта передних ног на барьер, продолжать двигаться задними ногами по арене.


Не знаете, где можно заказать такую услугу, как быстрое и качественное создание сайтов по разумным ценам? Предлагаем вам зайти на сайт 1gt.ru и прочитав информацию более детально вы увидите, что обратившись к нам мы с радостью вам поможем. Мы вас ждём!

102
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.