Чертово колесо

№30 (669) от 27 июля 2010 г.

Велосипеды в СССР хорошо зарекомендовали себя и в качестве военной техники. | Фото с сайта genstab.ru

Срочно доставить в столицу рапорт и стать чемпионом в трехлетнем возрасте не так давно можно было с помощью обычного велосипеда.

Какой бы праздник или акцию ни проводили в Вологде в 30-е годы XX века, они не обходились без активного участия велосипедистов.

День культуры, например, сочли целесообразным отмечать 2 мая. Устроили карнавал и разбрасывали с автомобилей листовки; спортивные мероприятия, бесплатные спектакли и книжные выставки привлекали внимание вологжан. А в это время по городским улицам, с трудом удерживая в руках лозунги, двигались велосипедисты. Транспаранты призывали срочно свершить очередную революцию, на сей раз культурную!


Первая тысяча

24 июня 1930 года вологодские спортсмены подхватили необычную эстафету фабрики «Сокол», чьи рабочие доставили в Вологду информацию о состоянии бумажной промышленности на отдельно взятом предприятии. Одновременно в нашем городе спешно подготовили рапорты о деятельности заводов «Красный пахарь» и ВПВРЗ. Затем вологжане, оседлав двухколесных братьев, объехали близлежащие совхозы, где пополнили информационный багаж яркими плакатами, иллюстрировавшими достижения сельчан, и со скоростью ветра помчались к соседям в Ярославскую область. Жители Данилова приняли в свои руки эстафету, клятвенно заверив, что к открытию XVI съезда партии отчеты будут в Москве.

Летом 1935 года вологжане встречали пятерых отчаянных велосипедистов из Астрахани. За пять дней они преодолели 3200 км, но до заветного Архангельска, где мечтали финишировать, оставалось еще больше. О дорогах Северного края южане отозвались весьма неодобрительно.

В Вологде тогда насчитывалось около тысячи велосипедов. Однако широкого распространения в городе велосипедные виды спорта так и не получили. По дорожкам бульваров ездить запрещалось, то же самое относилось к площадям. Оставались булыжные мостовые, совершенно непригодные для прогулок и соревнований.


Гараж для друга

Несмотря на подобного рода трудности, уже в начале лета возле проходной завода «Северный коммунар» полным ходом шло строительство первого в Вологде велосипедного гаража для нужд предприятия. Ведь ежедневно около 50 рабочих, служащих и инженерно-технических работников предприятия приезжали на смену на велосипедах, а место для парковки двухколесных машин отсутствовало.

Если бы вам захотелось попробовать свои силы в краевых велосипедных соревнованиях 1936 года среди колхозной молодежи, совершенно недостаточно было иметь юный возраст, проживать и трудиться в сельской местности. Главное условие, при соблюдении которого участники допускались к состязаниям, — наличие велосипеда непременно дорожного типа производства Ленинградского, Харьковского или Пензенского заводов. Мужчинам предстояло проехать по Ленинградскому шоссе пятнадцать километров, женщинам — в три раза меньше.

Хорошее качество продукции другого велозавода — Московского — продемонстрировали вологжанам семь студентов Ленинградского института внешней торговли. В ходе велопробега по маршруту «Ленинград — Мурманск — Архангельск — Вологда — Ярославль — Калинин — Ленинград» молодые люди достигли нашего города 31 июля 1936 года. Спортсмены-любители с гордостью сообщили, что по дороге их велосипеды не потребовали даже минимального ремонта.


Каждому новорожденному — по велосипеду!

В 1937 году в пределах Северной области Вологду признали городом с наибольшим количеством любителей велосипедного спорта. Официально у нас прошли регистрацию 2252 двухколесных транспортных средства. Налицо более чем двукратное увеличение за два года! Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при Совнаркоме СССР оценил столь высокий показатель и выделил для создаваемой вологодской велостанции 20 велосипедов.

«Велосипеду все возрасты покорны», — считали городские власти Вологды, поэтому соревнования на первенство областного центра проходили даже в возрастной категории трех-семи лет. По велодорожке протяженностью от 50 до 200 метров, кому на сколько силенок хватит, проезжали в 50-е годы юные спортсмены.

Нашим же повзрослевшим гражданам служба жилищно-коммунального хозяйства регулярно напоминала, что у водоразборных колонок Вологды нельзя мыть не только автомобили, но и велосипеды. Подобные деяния карались штрафом до десяти рублей.

Ольга Якунина


Факт

«Мерседес» — «дядя» велосипеда?

Многие технологии металлообработки, разработанные для производства велосипедных рам, шайб, зубчатых колес, впоследствии нашли применение в производстве автомобилей и самолётов. Ряд автофирм («Шкода», «Опель», «Morris Motor Company») вообще начинали как велосипедные. Даже современная автомобильная индустрия порой оригинально использует велосипеды. Например, на заводе «Мерседес-Бенц» в Германии рабочие передвигаются на них по территории родного предприятия. Отличить работников разных отделов можно по цвету транспорта.


Ссылки по теме:

80
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.