Марина Чернова

e-mail: marinapremier2016@yandex.ru

Музыкант Геннадий Соболев, отметивший 80-летие, рассказал, на что потратил первый гонорар в третьем классе, как едва не променял музыку на лётное дело, и почему Алла Пугачева пыталась сбежать с гастрольного тура по Вологодской области

Душа поёт

№11 (1061) от 20 марта 2018 г.

Геннадий Соболев — кладезь историй из собственной жизни.

Его судьба словно просится на страницы книг или голливудского блокбастера о человеке, создавшем самого себя.

Этот вундеркинд, объехавший с гастролями в 9 лет половину страны, сумел не растерять одаренность, не заболеть звездной болезнью, приумножить талант певца и музыканта, стать дирижером, концертмейстером, режиссером-постановщиком и художественным руководителем Вологодской филармонии.

Поём хором

«Когда меня спрашивают, что послужило толчком к развитию моих музыкальных способностей, то я всегда отвечаю — русские народные песни. То, что я имел возможность слушать их с самого раннего детства в исполнении моих родителей, их друзей, всех родственников — это стало для меня стартом для познания музыки и музыкального искусства», — говорит Геннадий Иванович.

Корни его родителей Ивана Васильевича и Анны Ивановны — тверские. Папа немного играл на балалайке, мама — на гармошке, и, конечно же, все пели. Главной певуньей была старшая сестра отца Мария Васильевна. В ее памяти сохранились целые песенные баллады с десятками куплетов в каждой.

 Подаренный отцом еще до школы трофейный аккордеон юный музыкант, предпочитавший тогда военные песни,  освоил за две недели, пока болел.

«Я благодарен судьбе, что традиции совместного пения сохраняются в нашем роду и сейчас. Недавно я ездил в Санкт-Петербург на день рождения моей тёти, Александры Васильевны. У нее очень внушительная дата — 95 лет! — говорит Геннадий Соболев. — До 92 лет она работала и только 3 года назад стала полноценной пенсионеркой. Она — по-настоящему творческий человек, а главное, — любит петь. Не в этом ли секрет ее активного долголетия? Ритуал совместного пения для всех ее гостей обязательный. Раздаются распечатанные слова и все поют от мала до велика, вне зависимости от ранга. Получается своего рода семейный хор».

Первые уроки музыки Геннадия Соболева начинались с того, что он с раннего детства слушал, как поют его родители, гости, как звучат строевые песни солдат, которые маршировали и дружно пели, чеканя шаг, а дети военной поры пристраивались в конце колонны и, шагая в такт песне, пытались подпевать.

Сольным репертуаром его детства были военные песни. «Я распевал их самозабвенно. Особенно мне нравилось петь в железнодорожной бане, что до сих пор стоит на улице Мира. Колонны с фасада бани представлялись мне колоннадой Большого театра, а звенящая акустика помывочного отделения вдохновляла меня на испытание моих голосовых связок. С особым азартом я пел там героическую песню «Орленок». Бывало, посетители бани награждали меня аплодисментами и возгласами одобрения», — вспоминает артист.

Еще до школы отец подарил ему маленький трофейный аккордеон фирмы «Hohner». «Я тогда болел и лежал в постели. Времени было много, чтоб попытаться извлечь из этого инструмента что-то похожее на музыку. К удивлению родителей, я начал сначала одной правой рукой подбирать мелодии знакомых мне песен, а через две недели уже мог играть и двумя руками. Меня показали известной в Вологде пианистке Софье Шананиной, и она настоятельно рекомендовала мне поступать в музыкальную школу», — говорит наш герой.

Так Соболев стал учеником Ивана Писанко, талантливого разностороннего музыканта и прекрасного педагога. Слух о талантливом мальчике дошел до Северной столицы. В знаменитый хор мальчиков при Ленинградской капелле имени Глинки ежегодно отбирали способных детей. В Вологду приехал представитель капеллы, который высоко оценил музыкальные и вокальные данные Гены Соболева. Но родители не захотели отпускать своего ребенка от себя.

И все же в Ленинграде узнали, что в Вологде есть юный солист с высоким звонким голосом. В 1947 году ученику 3 класса Гене Соболеву поступило приглашение выступить солистом с оркестром Ленинградского военного округа. Маршрут гастролей был впечатляющим: Ленинград — Петрозаводск — Рига — Вильнюс — Таллин — Минск — Москва. Гастрольная поездка длилась почти 2 месяца, и, чтобы Гена не отставал в учебе, с ним на гастролях находился преподаватель.

«Помню тогда свой первый гонорар — 500 рублей. Это был большой сюрприз и существенная подмога моим родителям, к тому же я своему младшему брату купил подарок — большого гуттаперчевого карапуза», — рассказывает Геннадий Иванович.

Классический репертуар покорялся Геннадию Соболеву с юных лет. Так, например, он уже в 8-м классе исполнял труднейшую арию Дубровского.

Певец, боксёр и летчик

«В мужской средней школе №1 я не только постигал учебные программы, но и пробовал себя в творчестве и спорте. Играл в школьном оркестре, пел в хоре, занимался в вокальной студии, ходил в секцию бокса. Начиная с 8 класса стал заниматься в аэроклубе. Наибольших же успехов я добивался в музыке», — рассказывает Геннадий Иванович.

Сейчас трудно даже представить, чтобы ученик 8 класса мог выйти на сцену и исполнить репертуар самой высокой сложности, но именно тогда, на весенней школьной олимпиаде Геннадий Соболев исполнил труднейшую арию Дубровского из одноименной оперы Направника и знаменитый романс Чайковского «Средь шумного бала».

После окончания школы начались 8 лет учебы в музыкальных учебных заведениях — в вологодском музучилище, куда он поступил сразу на три отделения: дирижерско-хоровое, вокальное и народных инструментов (уникальный случай!), а затем в Горьковской консерватории. Учась на 4-м курсе училища, он получил возможность одновременно быть вольнослушателем выпускного класса капеллы имени Глинки.

После окончания учебы выпускник получил заманчивое предложение из родной Вологды: «Мне, пацану еще, создали все условия. И квартиру дали, и дали возможность руководить сразу двумя хорами музыкального училища». Молодой хормейстер поставил условие, что в хоре должны петь студенты всех отделений, и, в первую очередь, мужчины, а также преподаватели, начиная с директора.

Геннадий Соболев начал работать в филармонии, став в 29 лет ее художественным руководителем. На тот момент это был самый молодой худрук концертных организаций страны.

В свои 80 лет Геннадий Иванович продолжает активно работать в филармонии.

Быть в своей стихии

Уже через три года работы Геннадий Соболев был удостоен высоких государственных наград. Он был избран депутатом областного Совета, стал членом коллегии управления культуры, председателем вологодского отделения Всероссийского фонда культуры.

Не раз руководство области предлагало Геннадию Ивановичу возглавить управление культуры области, обсуждался даже вопрос о назначении его на должность начальника Главка концертных организаций министерства культуры РСФСР. Но у него не было тяги к чиновничьей работе, и он каждый раз отказывался от таких предложений. Не его это была стихия.

Ему была ближе живая, творческая работа в филармонии. Он постоянно укреплял состав своей организации, создавал новые коллективы. Для этого отбирал и приглашал на работу в Вологду много ярких талантливых исполнителей. Для них он создавал все условия, главное — предоставлял квартиру.

Мало кому удавалось ежегодно получать от администрации города по 6 квартир. Порой даже некоторые члены жилищных комиссий выражали свое недовольство. Так, одна из депутатов городского совета с возмущением произнесла: «Что же такое происходит, у нас людям негде жить, а мы артистам квартиры раздаем».

«Ежегодно я ездил на ярмарки выпускников-вокалистов всех консерваторий страны. Там представители музыкальных театров и концертных организаций слушали и отбирали для работы молодых певцов. С ними оговаривались все вопросы творческой работы, условий жизни. У меня при этих переговорах всегда был очень веский аргумент, порой решающий — в кармане всегда лежали ключи от квартир, где будут жить артисты. На моей памяти за эти годы прошло не менее 20 таких ярмарок», — говорит Геннадий Соболев.

Подобные ярмарки были калейдоскопом музыкальных впечатлений и открытий новых имен. Особенно ему запомнились в 1981 году пение Любови Казарновской, а в 1986 году выпускника Красноярского института искусств Дмитрия Хворостовского. В свою программу он один из немногих включил русскую народную песню «Ах, ты ноченька», которую исполнил без сопровождения, демонстрируя красоту тембра своего баритона и глубокую проникновенность в содержание текста песни.

Оставаться в форме Геннадию Ивановичу помогает активный образ жизни и спорт.

Два рояля

Многие из гастролеров благодаря общению с неравнодушным руководителем филармонии отвечали особым дружеским расположением.

Знаменитый пианист Эмиль Гилельс регулярно приезжал в Вологду, обкатывая здесь свои программы. В то время у филармонии были проблемы с концертным роялем. Знаменитый маэстро пообещал замолвить словечко в Министерствах культуры СССР и РСФСР о выделении Вологодской филармонии одного концертного рояля. Пианист на­деялся на то, что среагируют хоть в одном учреждении, а получилось, что «под козырек» взяли чиновники обеих структур и в Вологду привезли сразу два больших концертных рояля.

Геннадий Иванович часто общался и работал с певицей Ириной Архиповой, композитором Валерием Гаврилиным, американским пианистом Леонидом Кузьминым. Встречи с великими артистами и известными музыкантами надолго оставались в памяти. Напротив, проведение концертов представителей эстрадного шоу-бизнеса часто было связано с проблемами и неприятными историями.

Многие нынешние звезды эстрады, начиная свою творческую карьеру, работали не только в Вологде и Череповце, но и во многих самых отдаленных районах Вологодской области. Там выступали и Валерий Леонтьев, и Алла Пугачева вместе с ансамблем «Новый электрон».

Как вспоминают сотрудники филармонии, поссорившись с музыкантами, Алла Борисовна, которую поселили в общежитии Сокола, убежала в дождь на станцию Сухона и ждала поезд. Вологжанам пришлось возвращать певицу, чтобы ансамбль закончил гастроли. Немало нервов потрепал Юрий Лоза, музыканты ансамбля «Земляне», которые требовали немедленного расчета, еще не отработав концерт, ставя филармонию в трудное положение.

Геннадий Соболев порадовал зрителей своим нестареющим голосом на юбилейном концерте. | Фото Стаса Кудринского

Техника — не в помощь

Впрочем, и вологодские коллективы в то время много гастролировали, в том числе по Вологодской области. Однако техническое оснащение многих районных концертных площадок тех лет часто не соответствовало требованиям. Это ставило под угрозу проведение концертов, а иногда приводило к забавным, почти анекдотичным случаям.

Во время гастролей в Красавинский дом культуры вологжане привезли спектакль-оперу Мурадели «Октябрь». На сцене полумрак. Декораций почти не видно. Колеблются под вентилятором алые ленточки, имитирующие горящий костер, рядом с костром — пень. Идет сцена, где связной от Ленина с лампой «летучая мышь» ждет представителей революционного Петрограда. Первая фраза связного звучит предельно натуралистично: «Не вижу ничего... Пора бы им, пора... Заждался наш Ильич».

В этот момент костер по непонятным причинам совсем затух, погружая сцену в еще большую темноту. Связной начинает петь арию, наполненную думами о судьбе России. Герой, по замыслу режиссера, должен исполнять эту арию, сидя на пне. Но темнота дезориентировала исполнителя роли связного, и он вместо пня сел на конструкцию костра. В этот момент нарушенный электроконтакт замкнулся, и костер вновь «запылал»! Стоящих за кулисами охватил неудержимый хохот, а зрители были в недоумении, пытаясь разгадать смысл режиссерской задумки.

Еще один забавный случай произошел в вологодском ДКЖ. Дворец долгое время считался главной концертной площадкой, но техническое состояние оборудования было далеко не идеальным. Своей примитивностью управления выделялся сценический круг, движение которого осуществлялось тремя кнопками: зеленая — «движение вперед», красная — «стоп», желтая — «обратный ход».

Во время одного из выступлений для быстрой трансформации площадки ансамбль народных инструментов двигался вместе с кругом и одновременно играл протяжную музыкальную композицию. Технический работник стоял в кулисах, напряженно ожидая момента, когда нужно нажать кнопку «стоп». Но тут человеческий фактор сыграл злую шутку. Вместо «стоп» был включен «обратный ход», и некоторые артисты, не удержавшись, попадали со своих стульев.

Вологодской филармонией Геннадий Соболев руководил более 50 лет, став создателем десятков программ, спектаклей, гала-концертов, фестивалей, праздников. Благодаря его непосредственному участию в области появились оркестр народных инструментов и ансамбль «Русский Север», мужской хор. В свои 80 лет он продолжает активно работать в филармонии!

| При подготовке материала использованы фото из личного архива Геннадия Соболева

Когда Геннадий Иванович отмечал юбилей в зале родного учреждения, друзья и коллеги поздравляли его с днем рождения. Все радовались тому, что вундеркинд, ставший талантливым музыкантом и руководителем, по-прежнему умеет делиться со зрителями своей поющей душой и любящим, горячим сердцем.

240
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.