На той стороне

№24 (972) от 21 июня 2016 г.

Андрей Пермяков. «ТЕМНАЯ СТОРОНА СВЕТА». Проект «Том писателей» ВО СРП, 2016 год

15 июня в Вологде состоялась презентация новой книги из проекта «Том писателей».

Повесть «Темная сторона света» была опубликована в журнале «Волга» еще в 2013 году (№ 3-4), но теперь она представлена в виде отдельной книги. Жителям нашей области стоит обратить внимание на это произведение уже потому, что главный герой в нем путешествует по райцентрам: Тотьма, Нюксеница, Тарнога, Великий Устюг.

За последнее время Вологодчина не раз становилась местом действия в текстах современных прозаиков. Например, в книге Эдуарда Кочергина «Ангелова кукла» или в романе Евгения Водолазкина «Лавр». Интересно и то, что Андрей Пермяков упоминает в своих путевых очерках представителей вологодской творческой интеллигенции: поэтов Павла Тимофеева и Нату Сучкову, музыканта Дмитрия Хрусталева и некоторых других. Но еще более интересно, как эта повесть будет восприниматься, скажем, спустя полвека.

Приведу пример: в 1979 году посетил наш город писатель Дмитрий Жуков. Он так и назвал свой путевой очерк — «Встреча с Вологдой». Тогда, в 79-м, казалось, что описывает он всего лишь встречи со своими знакомыми. Но теперь, в 2016-м, имена Николая Рубцова, Сергея Орлова, Александра Яшина, упомянутые в тексте Жукова, звучат совсем иначе, и сам очерк теперь интересен еще и с точки зрения истории литературы. А вот произойдет ли то же самое в 2066 году с повестью Андрея Пермякова?

Стоит заметить, что роман-путешествие, путевые очерки, записки и заметки вдруг стали очень популярны в российской литературе в последнее время. И герой-скиталец тоже. Причем нередко этот герой путешествует автостопом, ищет «вписки» (места бесплатных ночевок), блуждает в чужих городах и делится своими суждениями о них — всё, как в повести Андрея Пермякова. Запомнились читающей аудитории романы Андрея Иванова «Путешествие Ханумана на Лолланд» и Михаила Наймана «Плохо быть мной», тексты Ярослава Могутина и Алмата Малатова. Этот ряд можно продолжить и другими именами. Разница лишь в том, что вышеперечисленные авторы «отправляют» своих героев в путешествие либо в российские столицы (Москва или Питер), либо за границу (Берлин, Нью-Йорк, лагерь для беженцев в Дании). Ну а герой Андрея Пермякова едет автостопом по «нестоличной» России.

Кроме того, повесть «Темная сторона света» отличается еще и своим настроением: в ней нет опасного «раздолбайства» на грани нарушения законов, нравственных и юридических. Герой Андрея Пермякова, в отличие от героев Иванова или Наймана, скорее консерватор, чем революционер, и, наверное, поэтому провинциальная классическая культура вызывает у него не желание восстать против «музейной пыли», а глубокий интерес на продолжении всего путешествия. Вот для примера одно из его наблюдений: «Гаврилин был из детдомовских. И сказал, между прочим, довольно жуткую фразу: «Жизнь в детдоме — лучшая система воспитания ребенка, так как положительный характер человека всегда воспитывается делом и никогда — праздным времяпрепровождением». Странно: их двое таких великих детдомовцев: он и Рубцов. И оба здешние».

Видимо, литературе сейчас нужны такие разные, непохожие друг на друга странники, ведь они познают мир и себя в этом мире в реальности, а не только через искажающее стекло новостей и социальных сетей.

Наталья Мелёхина

Похожие статьи