Джига с текстом

№12 (960) от 29 марта 2016 г.

Василий Макаров. «ВСЛЕД ЗА АВТОРОМ». «Издательские решения», 2016 год

Перед нами сборник критических заметок начинающего вологодского автора Василия Макарова. Поскольку рецензий на литературные произведения в наши дни появляется крайне мало, то выход каждой такой книги — само по себе уже заметное явление.

В сборнике опубликованы отзывы на творчество самых разных авторов: классиков (Михаил Сопин) и современников (Галина Щекина), фантастов (Дмитрий Дашко) и реалистов (Дмитрий Новиков) и т.д. Есть и раздел, посвященный рецензиям на фильмы.

В предисловии Василий Макаров делится своими взглядами: «Литературная критика всегда была для меня чем-то большим, нежели простой личной оценкой художественного текста. Для меня литературная критика — это прежде всего процесс познания, познание автора через текст, познание символов и смыслов, заложенных в текст автором. Я вижу задачу критика не только в том, чтобы указать автору на сильные и слабые стороны произведения, но и в том, чтобы раскрыть читателю красоту и глубину текста, помочь автору в рождении его нового удивительного мира». Что ж, судя по этим строкам, молодой критик очень уважительно относится как к творчеству писателей и поэтов, так и к труду рецензентов.

Это бережное отношение к авторам чувствуется и в его критических заметках: Василий Макаров не ставит перед собой цели «разгромить» или «похвалить», он пытается понять замысел поэта или писателя, отразить основные художественные особенности текста. Но, безусловно, критику есть к чему стремиться в будущем. Так, его отзывам на данный момент не хватает яркости стиля, языкового разнообразия. К примеру, в рецензии «Душа милосердная» (о сборнике рассказов Галины Щекиной «Улица гобеленов») критик пользуется словом «рассказ» на протяжении всего текста длиной в половину страницы и ни разу не заменяет его синонимом, буквально балансируя на грани грубой речевой ошибки. То же самое в рецензии «На стыке жанров» (на фэнтезийный детектив Дмитрия Дашко «Джига со смертью»), но на этот раз критик злоупотребляет словом «произведение». Один из отзывов на тексты Щекиной Василий Макаров начинает с не очень удачной фразы: «Рассказ «Не друг человека» прямо с названия вызывает в памяти образ отношений человека и собаки — друга человека».

В то же время критик допускает типичные промахи начинающих рецензентов. Например, употребляет слова и выражения, не понятные рядовому читателю, причем без всяких комментариев в сносках. Скажем, в рецензии «На стыке жанров» (на фэнтезийный детектив Дмитрия Дашко «Джига со смертью») Василий Макаров пишет: «Хотя действие и происходит в фэнтезийном мире, но сеттинг произведения включает в себя развитую юридическую систему, право, судопроизводство, что также характерно для детективных произведений». Что такое «сеттинг»? Почему названная особенность характерна для детективных произведений? На эти вопросы критик так и не дал ответа. Остается добавить, что наиболее удачными в этом сборнике являются размышления по поводу творчества Михаила Сопина «Жизнь в печальном русском небе».

Наталья Мелёхина

4
0
Похожие статьи