В поисках Великого

№8 (956) от 1 марта 2016 г.

Анатолий Ехалов. «КОРОВА ЗЕМУН». «Издательские решения», 2015 год

Известный вологодский прозаик и публицист Анатолий Ехалов представил юным читателям свою повесть «Корова Земун».

В Вологодской области так мало издается произведений для подрастающего поколения, что каждое из них достойно отдельной рецензии. Правда, в подзаголовке к этой повести есть и уточнение — «для детей и взрослых». Это очень важная деталь, поскольку «Корову Земун» ребята и их родители прочтут немного по-разному.

Для детей это прежде всего история приключений, в том числе не событийных, а то, что называется «приключениями души». Главный герой — деревенский мальчик — сражается с волками, которые растерзали его любимого щенка, знакомится с пастухом Велесовым, знающим старинные обычаи и традиции русского народа. Мальчик впервые влюбляется в хорошенькую городскую девочку Катю и впервые познает боль разлуки...

Постепенно от главы к главе вместе с героем повести дети узнают, как устроен был деревенский быт и какой великой была некогда древняя славянская культура. Вместе с тем повесть пронизывает острое чувство ностальгии. Кроме мальчика — главного героя, в произведении хорошо ощущается незримое присутствие автора — взрослого человека, тяжело переживающего утрату родины.

Начиная с этого момента явственно проступает тот идейно-смысловой пласт текста, который адресован, скорее, взрослым, чем детям. Легенда о Великом селе, которую узнает мальчик, — это та часть повести, которую невозможно достаточно хорошо понять, не имея солидного груза лет за плечами. Великое село — обетованная деревенская земля, скрывающаяся от глаз дурных людей в дремучей лесной чащобе. «Попасть туда можно было, только зная тайные тропы и дорожки через зыбучие трясины. Будто было в том селе всего вдоволь: и хлеба, и молока, и меда, и холстов, что жили там счастливые и свободные люди, своим трудом украшавшие землю». Это тот золотой век деревни, который одновременно и уже утрачен и еще не обретён.

Местами в художественном произведении автор использует приемы из публицистики. Например, отвлекаясь от основного повествования, словно забыв о нем, вдруг приводит цифры и факты совсем как в газетной или журнальной статье. Так, совершенно выбивается из основного стиля повести абзац: «В 1986 году СССР, и прежде всего Русский Север, произвел более 2 миллионов тонн сливочного масла, сколько США, Франция и ФРГ вместе взятые. Вот тогда-то и началась перестройка...» Что интересно, публицистические «вставки» — распространенный прием в современной прозе о деревне. Дело в том, что городской читатель сейчас настолько мало знает о деревенском мире, что авторы зачастую вынуждены прибегать к «объяснялкам» — к языку цифр и невымышленных фактов.

Заканчивается книга совершенно фантастической повестью «Девять изб у темного леса». В основе этого произведения лежит классический сюжет из русских сказок про красавицу и чудовище (вариация — про заблудившуюся девочку и медведя), и, как это и положено в сказках, читателей ждет счастливый финал.

Наталья Мелёхина

4
0
Похожие статьи
  • 15 марта' 16 |

    Вологодская поэтесса, переехав в Португалию, сделала карьеру от помощницы в Доме престарелых до переводчика с португальского.

    7
    0
  • 26 июля' 16 | Культура

    Язык — не только средство общения, но и средство кодирования сознания.

    11
    0
  • 23 февраля' 16 | Рецензии

    Перед нами еще одна книга из проекта Вологодского отделения Союза российских писателей.

    7
    0
  • 10 января' 17 | Культура

    «Премьер» называет лучшие книги вологодских авторов, выпущенные в 2016 году.

    8
    0
  • 04 октября' 16 |

    Вологодский поэт, журналист, переводчик Антон Чёрный презентовал 28 сентября новую книгу «Поэты первой мировой» и поделился с «Премьером», как стал своим среди музыкантов и литераторов.

    16
    0