Олимпийский резерв

№19 (606) от 12 мая 2009 г.

В задней части салона автобуса «Олимп» очень низкий потолок.

Впервые о производстве в Вологде пассажирских автобусов «Олимп» заговорили еще осенью прошлого года.

Разработкой проекта занялось предприятие «Транс-Альфа», а выпускать новые машины должен был Вологодский машиностроительный завод (ВМЗ). При этом инициаторы проекта не скупились на «наполеоновские планы»: так, гендиректор ОАО «Транс-Альфа» Александр Каледин заявил, что в будущем автобусы планируется поставлять в страны СНГ и даже в дальнее зарубежье. Пока же их должно было закупить и использовать на городских маршрутах вместо устаревших «Икарусов» вологодское ПАТП-1.

В марте этого года состоялась публичная презентация «Олимпов» на площади Революции. Однако через некоторое время начали просачиваться слухи, что даже сделка с ПАТП-1 может не состояться. Дошло до того, что власти чуть ли не открыто обвинили «автобусников» в саботаже. Но на поверку оказалось, что у тех есть серьезные причины открещиваться от автобусов вологодского производства.

Ни ответа, ни привета

По словам директора ПАТП-1 Евгения Нестерова, его сотрудники подробно ознакомились с техническими характеристиками «Олимпов» в январе этого года. И нашли в автобусе массу недостатков, связанных в том числе с безопасностью пассажиров (например, высокие лестницы). Кроме того, очень невнятно, как утверждает Нестеров, устроена панель управления: «Когда наш водитель сел в кабину, он в шутку сказал: «Я — слепой!» Плюс различные мелкие недостатки, как­то — отсутствие громкоговорителя, не защищенные от любителей «понажимать все, что торчит» кнопки экстренного открытия дверей… И самое главное — до сих пор непонятно, насколько надежна машина.

«Мы предложили Вологодскому машиностроительному заводу доработать конструкцию, при этом предоставить нам два­три образца для «обкатки» и опытной эксплуатации, — говорит Евгений Нестеров. — Кроме того, сделали запросы в наш Технический университет и в московский НИАТ («Научный институт автомобильного транспорта». — Ред.). Ученые, независимо друг от друга, прислали один и тот же ответ: поскольку особенности этих машин неизвестны, рекомендуется использовать несколько опытных образцов хотя бы в течение 2-3 месяцев. Однако ответа на это предложение мы от машиностроительного завода так и не дождались».

Цена вопроса

Городская администрация, по словам Евгения Нестерова, настаивает на следующих условиях сделки: ПАТП1 закупает сразу 40 машин. При этом, поскольку свободные средства у предприятия ограничены, автобусы берутся в лизинг сроком на 4 года. Общая сумма сделки — 225 миллионов рублей, в том числе — 65 миллионов рублей за финансовые услуги банку «Вологжанин».

Загвоздка, однако, в том, что есть куда более дешевый вариант обновления автопарка. Правда, не связанный с поддержкой местных производителей. Речь идет об автобусах марки «ЛиАЗ» (Липецкий автозавод). Кстати, 20 «ЛиАЗов» уже сейчас обслуживают городские маршруты.

При этом цена одного «ЛиАЗа» заметно меньше, чем «Олимпа», — они стоят 3 миллиона рублей за единицу, а вологодские машины — 3,75 миллиона (в основном за счет импортного двигателя). Кроме того, по мнению Нестерова, «ЛиАЗы» элементарно безопаснее из-за более прочной конструкции кузова. А запчасти к отечественному «движку» гораздо дешевле.

Не лезть в политику?

Не исключено, однако, что и у руководства ПАТП-1 могут быть собственные интересы в этом деле. Сейчас на предприятии идет ревизия, цель которой, как нам сообщили в администрации Вологды, — выявить эффективность использования бюджетных средств. По нашим данным, речь идет о затратах на ремонт старых «Икарусов», которых на балансе предприятия до сих пор числится более 50 при общем автопарке в 131 единицу транспорта.

Что касается ВМЗ, то его директор Леонид Федонов от комментариев по поводу «Олимпов» отказался, аргументировав это тем, что «не хочет лезть в политику». При этом он подчеркнул, что еще в апреле завод получил в том же самом НИАТ сертификат на использование новых машин в городских автобусных перевозках.

Мнения

Губернатор Вологодской области Вячеслав ПОЗГАЛЕВ:

— Производство автобусов «Олимп» надо поддержать. Освоив это производство, Вологда войдет в число крупнейших производителей автотранспорта. Другое дело, что мнение самой колонны мы тоже будем учитывать — там нет достаточных средств. Поэтому я дал поручение рассмотреть вопрос — помочь предприятию закупить эти автобусы. Чем покупать липецкие машины, лучше уж купить свои.

Директор ПАТП-1 Евгений НЕСТЕРОВ:

— Поймите, мы не против того, чтобы поддержать нашего производителя, но в условиях кризиса мне нужны надежные и относительно дешевые машины! Хотите, чтобы у нас были «Олимпы» — давайте вместе их доработаем и испытаем. Но брать неизвестно что — извините! У нас был печальный опыт несколько лет назад, когда мы закупили на пробу пару автобусов марки «Волжанин». Теперь они постоянно стоят на ремонте. Так что ни о каком саботаже сделки с нашей стороны не может быть и речи.

Алексей Сизов


Ваш автомобиль начал давать сбои в своей работе? Только у нас вы сможете приобрести качественные запчасти на китайские авто по очень доступным ценам. Более детально ознакомиться с информацией и каталогом автозапчастей вы сможете на сайте www.zapchasty-china.ru. Удачной вам покупки!
46
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.