Целебный смех

04 июля' 17

«Давно замечал, что у русского человека есть одна особенность — способность смеяться над любыми обстоятельствами и по любому поводу, а весёлость сохранять даже в самых сложных жизненных ситуациях. Откуда же пошла эта традиция?»

Николай Архипович, Вологда

Отвечает Никита Гаврищук, студент-историк факультета международных отношений университета МГИМО, разрабатывающий тему «Особенности менталитета русского человека XVII века: причины и выражение»:

— Русский человек на протяжении всего своего существования пребывал в довольно трудных условиях для жизни. С давних времён он испытывал давление со стороны власти, христианской морали, обычаев. Не стоит забывать и о крепостном праве. Народ жил в постоянном ощущении несвободы, притеснения и страха. Именно в такой среде и появляется русский смех, целебный, спасающий от тоски и боязни. Он помогал, пусть и на время, но забыть о всей суровости и серьёзности жизни. Пожалуй, главной целью смеха было создать такое представление о мире, которое было бы настолько абсурдно, что у повседневного уныния и страха просто не оставалось бы возможности тяготить душу человека.

С началом Смуты и ослаблением цензуры начинают появляться сатирические произведения. «Сказание о роскошном житии и веселии» — вероятно, лучшее произведение, отражающее суть русского смеха. Картина мечты о стране без зимы и холодов, с морскими берегами из драгоценных камней и великим множеством чанов с пивом и бочек с мёдом. Мечта несбыточная, ведь дойти до такой земли нельзя, хоть и путь указан. Но этот нереальный мир настолько хорошо описан, настолько приятен для воображения, что этого оказывается достаточно, чтобы в жизни полегчало.

Смех позволяет сделать окружающий мир проще, понятнее для обычного человека. Насмешка над собой приобщает к этому миру, позволяет бороться со страхом перед своей уязвимостью. Взять хотя бы «Калязинскую челобитную». Монахи, образ жизни которых должен являть тот образец, который церковь навязывает всем людям, пьют и жалуются на постоянные службы. Теперь они ничем не лучше простых людей. Всё становится проще, и страх за свои грехи уже не так силен. Или ещё пример.

«Повесть о бражнике», где самый обычный пьяница умом и, как ни странно, образом жизни превосходит апостолов Петра и Павла, царей Давида и Соломона. Человек из народа — в одном ряду с великими христианскими святыми! Да, это неправда. Зато смешно и, что самое главное, приятно и жизнеутверждающе, да и церковная идеология уже не так тяготеет над людьми, её серьезность развеивается житейской мудростью.

Древнерусский человек мог и умел смеяться над тяжёлой жизнью, власть имущими, и эта способность перешла к его потомкам. Смех — то, что спасало и продолжает спасать от бед и уныния, так усложняющих жизнь.

Подготовила Наталья Михайлова


Задать свой вопрос

21

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.