Как молоды…

№23 (1022) от 13 июня 2017 г.

На концерте прозвучала знаменитая «Горница» на слова Николая Рубцова и романс «Не уходи» на слова еще одного вологжанина Николая Зубова. | Фото с сайта cultinfo.ru

Трио «Меридиан», которое открыло фестиваль «Лето в кремле», раскритиковало участников шоу «Голос» за манеру пения и переходы на крик.

Музыканты прибыли в Вологду 7 июня, чтобы выступить под открытым небом в Вологодском кремле. Но за несколько часов до концерта планы изменились.

Погода внесла свои коррективы, и организатор фестиваля «Лето в кремле» — Вологодская областная филармония — переместила выступление трио в зал «Русского дома».

Изменение площадки негативно сказалось на атмосфере открытия, так как камерная музыка «Меридиана» и слишком большая сцена «Русского дома» с траурно-черным оформлением подчеркивали провинциальность происходящего.

Впрочем, опытные музыканты, которые сейчас выступают от Ивановской филармонии, не стушевались. А некоторые представители старшего поколения просто ностальгировали, слушая произведения на музыку Микаэла Таривердиева и перепевы песен Окуджавы и Митяева. Особенно аудитория расчувствовалась, слушая песню «Как молоды мы были».

Трио «Меридиан», обласканное фестивалями, премиями и званиями в эпоху Советского Союза, считает, что ради нового репертуара «вставать на уши» не стоит. «Нужно петь то, что уже сформировалось и удалось. Наш стиль называется «Меридиан». Сначала люди не сталкивались с таким звучанием — двух гитар и трех голосов и даже называли нас оркестром. Часто происходило это на гастролях, особенно в Германии, где любят поставить все в рядок. Вот там и назвали наш стиль «меридиан», — рассказала бессменная солистка трио Надежда Лукашевич.


Лауреаты и участники

Трио «Меридиан» родилось в 1975 году как студенческий коллектив, на профессиональной сцене выступает с 1978 года. В 1980 году с трио начинает работать Микаэл Таривердиев, который стал подлинным учителем ансамбля. Под руководством выдающегося композитора «Меридиан» подготовил большую программу из его произведений. В 1981 году трио становится лауреатом I премии Всесоюзного конкурса молодых исполнителей советской песни, а в 1985-м — Всесоюзной премии Ленинского комсомола.

«Когда мы начинали свою деятельность, решили найти свой репертуар, — рассказал в Вологде Николай Сметинин, гитарист, солист и аранжировщик трио. — И нам посоветовали найти композитора Алексея Рыбникова. А я несколько песен его знал, и мы уже пели песню, написанную им в студенчестве. Мы встретились с Алексеем Львовичем, который пригласил нас домой, порылся в нотах и дал целый блин узкой пленки с фонограммой его новой оперы «Юнона и Авось». Он считал, что поставить ее в обозримом будущем невозможно — там были церковные хоры, поэтому очень сложно было пробить ее к постановке».

Музыканты записали несколько номеров, сделав концертный вариант «Ты меня на рассвете разбудишь» и романса морских офицеров. Опера была поставлена в театре «Ленком», но накануне постановки именно «Меридиан» ездил по Советскому Союзу и пропагандировал будущую премьеру.

С тех пор трио становится постоянным участником официальных программ, фестивалей и телепередач, а Надежда Лукашевич даже сыграла одну из главных ролей в фильме 1983 года «Торпедоносцы». Музыканты записали музыку к фильмам «Предчувствие любви», «Медный ангел» и «Ученик лекаря».

В 1999 году после ухода из жизни Владимира Ситанова в коллектив влился Алексей Подшивалов, работавший саксофонистом в первом составе группы Леонида Агутина, и в таком составе трио до сих пор ездит по стране, выступая от Ивановской филармонии.


Островки культуры

В репертуаре «Меридиана» в основном русские старинные и современные романсы, «каверы» песен Булата Окуджавы и Олега Митяева, песни на стихи Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Ахматовой, Губермана и так далее.

«У нас нет ни драк, ни склок, ни сплетен. Мы следуем завещанию Микаэла Таривердиева, который сказал, что главное — не следовать переменчивой моде, а оставаться собой. Так и получается», — говорят музыканты, которые действительно словно законсервировались в стилистике 70-80-х годов.

«Одна из грозных редакторов Алла Дмитриева говорила, что мы можем спеть все, что угодно, что мы можем спеть все по-своему. Ведь мы в принципе кавер-группа, так как исполняем романсы, Окуджаву, Митяева. Благодаря Николаю Николаевичу любая песня выстраивается в структуру «Меридиана», но мы модному понятию «кавер» все же не принадлежим. Для нас важно быть самими собой», — заявляют участники группы.

Музыканты считают, что именно в провинции люди являются хранителями лучших традиций. «Новые музыканты должны появиться очень скоро. На этих шоу «Голос» очень много талантливейших людей. Но обратите внимание на манеру пения — это сплошной крик, — говорит Надежда Лукашевич. — Эти люди считают, что все должно быть на «форте» («громко». — Прим. ред.). Но человек может прошептать так, что упадешь в обморок. Голос голосом, но должно быть еще и воспитание чувства, воспитание слова».

Зато музыкантам нравятся участники детского «Голоса». По их словам, если таких одаренных детей правильно учить и не требовать от них орать для большего заработка, толк выйдет. Главное — дать посыл, что после певца в культуре должно остаться что-то важное.

Одним из островков культуры в музыке они назвали Валерия Меладзе и обратились к современным композиторам, которые, на их взгляд, должны писать не шлягеры, а песни.

«Вот говорят нам: почему мы все перепеваем, где новые песни? Да мы с удовольствием споем! Но сочиняют теперь только рэп, потому что мелодии уже нет», — уверена Надежда.

Марина Чернова

3
0