Красный террор

№17 (1016) от 2 мая 2017 г.

Часовня на месте казни матушки Серафимы и владыки Варсонофия.

Прокуратурой Вологодской области по личной просьбе митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия реабилитированы три священнослужителя, бывший мировой судья и земский начальник Кирилловского уезда и три местных жителя.

Постановления о расстреле были вынесены в 1918-м и 1923 годах в период красного террора, а на месте их казни впоследствии выстроен… свинарник.


Ответное слово

В начале 11 утра 30 августа 1918 года на Дворцовую площадь Санкт-Петербурга въехал велосипедист. Красивый юноша лет двадцати двух в кожаной куртке, кстати, закадычный друг Сергея Есенина, остановился перед полукруглым зданием министерства иностранных дел и вошёл в подъезд.

Здесь он прислонился к оконному проему и безмятежно уставился в окно. За окном петербуржцы спешили по своим пятничным делам, неторопливо проезжали автомобили… Но молодой человек ждал только одну машину. И она приехала ровно через 20 минут.

Небольшого роста пассажир легко выпрыгнул из салона и, раскачиваясь по-утиному, забежал в подъезд. Отсчитав ровно шесть шагов, мужчина вытащил пистолет и выстрелил вошедшему точно в голову. Председатель Петроградской ЧК Моисей Урицкий погиб на месте.

Спустя 12 часов в Замоскворецком районе Москвы на заводе Михельсона 28-летняя эсерка Фани Каплан трижды выстрелила в Ленина. 3 сентября 1918 года ее труп был сожжен в железной бочке у стен Кремля в Александровском саду.

5 сентября большевики ответили на выпады декретом СНК РСФСР о красном терроре: «На белый террор врагов рабоче-крестьянской власти рабочие и крестьяне ответят массовым красным террором против буржуазии и ее агентов».

«Агентами» стали не только дворяне, буржуазия и интеллигенция. Одними из первых под прицел попали служители церкви. Из 150 тысяч священнослужителей, служивших в России в 1918 году, к 1941 году было казнено 130 тысяч…


Продразверстка

1918 год. В России идет гражданская война. В те годы хозяйство страны находилось в состоянии общей разрухи. Резко сократилось промышленное производство, транспорт, упало сельское хозяйство. Хлебородные районы — Украина, Кубань, Нижняя Волга — оказались в руках врага. На города надвигался голод.

11 июня 1918 года советское правительство издает декрет о создании комитетов деревенской бедноты. Они должны были сплотить крестьян-бедняков — главную опору советской власти в деревне, вести борьбу с кулаками, помогать продотрядам изымать и сдавать в пользу государства спрятанные крестьянские запасы.

В отдаленных районах Вологодской области появились боевые продотряды. Комитеты бедноты поддерживали их в селах и деревнях. Осенью 1918 года на территории Вологодской и Северо-Двинской губерний насчитывалось около 11 тысяч комитетов бедноты. Губисполкомы, выполняя решения своих губернских съездов советов, помогали друг другу в заготовке продовольствия.

В Череповце организация продотрядов началась с июня 1918 года. В сентябре они появились в Кирилловском уезде, где председателем комитетов бедноты работал коммунист Андрей Иудович Костюничев. Он активно помогал в организации продразверстки в районе.

Советская власть в городке была установлена еще в декабре 1917-го, и уезд считался одним из «тихих». В июне 1918 года сюда пришел голод, из-за нехватки продовольствия был запрещен въезд в город, а всех приезжавших обязывали являться для регистрации в отдел внутренних дел.

И тем не менее у крестьян изымался последний скот, хлеб, запасы керосина. Четыре раза продразверстка побывала в Ферапонтовом монастыре, практически опустошив монашеские запасы. Те, кто скрывал имущество от советской власти, подлежали аресту как заложники.

11 сентября коммунист Андрей Костюничев был убит выстрелом в окно. Из показаний брата убитого Семена Костюничева: «Вечером в день убийства мы сидели и пили чай. Часов около десяти раздался выстрел, Андрей встал, сказал: «Вот меня и убили», — и повалился».

Виновных не нашли. 14 сентября в Кирилловский уезд вести расследование прибыл карательный отряд из Череповца. Кирилловский большевистский газетный листок в тот день сообщил: «За каждую голову честного борца будут снесены ваши головы тысячами!»


Игуменья Ферапонтова монастыря Серафима — в миру Елизавета Николаевна Сулимова.

Серафима

Игуменья Ферапонтова монастыря Серафима — в миру Елизавета Николаевна Сулимова — происходила из мещанского сословия. Родилась Елизавета в Устюжне и по достижении 18 лет поступила в Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь, который располагался в 40 верстах от Череповца.

«Елизавету испытывали в течение восьми лет, прежде чем определить в число послушниц, — напишет историк-исследователь Елена Стрельникова. — А еще через 13 лет девушка все-таки добилась своего. Постриг был совершен в 1893 году на подворье Леушинского монастыря в Петербурге, где она служила регентом монашеского хора».

В 1905 году Серафима стала настоятельницей Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря. Еще через год ее возвели в сан игуменьи. «Мать Серафима была видной, высокой ростом, с приятным лицом и мудрыми глазами, — вспоминают современники. — Ласковой, но строгой. Без благословения никуда сестер не отпускала».

При Серафиме в обители выстроили несколько новых монастырских зданий и женскую церковно-приходскую школу, открыли специальные рукодельные классы для крестьянских девочек, активно занимались благотворительностью в пользу бедных и неимущих семей.

«За несколько лет упорных трудов игуменья сумела добиться того, что ее монастырь стал центром оживленного паломничества. О Ферапонтове и его настоятельнице заговорили по всей Новгородской епархии и даже в светских кругах Петербурга. В 1909 году Святейший синод наградил ее наперсным крестом. «Способна и усердна», — отмечала в своих воспоминаниях Елена Стрельникова.

За матушкой Серафимой приехали первой. 15 сентября в час ночи под окном остановилась подвода с вооруженными людьми, раздался оклик: «Матушка, собирайтесь с нами!» 57-летняя игуменья молча забралась в подводу, попросив, чтобы с нею поехала помощница…


Владыка Варсонофий.

Варсонофий

В миру — Павел Михайлович Лебедев. Родился в 1871 году в Новгородском уезде в бедной многодетной семье псаломщика села Старухина. Окончив Боровичское духовное училище и Новгородскую семинарию, принял постриг в Антониевом монастыре. Много времени уделял изучению старообрядческих традиций и по этой причине стал миссионером.

Отец Варсонофий входил в братство святой Софии и Новгородское церковно-археологическое общество, что также способствовало его миссионерским трудам, за которые он был награжден в 1902 году наперсным крестом, а в 1909 возведен в сан архимандрита. Священноначалие отметило его деятельность и орденами — святой Анны II степени и святого Владимира IV степени.

В декабре 1916 года в Новгородском Софийском соборе состоялось наречение Варсонофия в сан епископа, и спустя два месяца он прибыл в Кириллов. Здесь Варсонофий познакомился с матушкой Серафимой, оставив в Ферапонтовом монастыре автограф: «С чувством умиления и благоговения первый раз посетил св. Ферапонтовскую обитель, осматривая дивные фрески старины святой».

Очевидцы вспоминают: «Владыка Варсонофий обладал даром горячей проповеди, и народ верующий внимал каждому его слову среди лжи, которую разливали повсюду. Именно это так раздражало новую власть…».

«Новые наставники будут засорять неокрепшие детские умы лживыми, еретическими учениями, посеют в юных душах смуту, неуважение к старшим, ко всякой собственности. А потом отринут детей и от семейного очага!» — эту речь епископ произнес незадолго до своей смерти.

А еще Варсонофий, как мог, скрывал монастырские ценности от изъятия в пользу голодающих. Впоследствии обвинение, приговорившее епископа к казни, заявит, что обнаружило у него в тайниках оружие и иконы…


Голгофа

14 сентября 1918 года отец Варсонофий и искусствовед Александр Анисимов осматривали древности Горицкого Воскресенского монастыря. На обратном пути они встретили карательный отряд красногвардейцев, предъявивших бумагу: «Епископа Варсонофия предписывается арестовать и доставить в тюрьму».

«Если расстреляют, то что же сделаешь», — промолвил священник и сел в повозку. Время до следующего утра епископ провел в молитвах, не подозревая, что в соседней камере держат и матушку Серафиму.

Около пяти часов утра обоих священнослужителей и четырех мирян — Николая Бурлакова, Анатолия Барашкова, Михаила Трубникова и Филиппа Марышева, подозреваемых в организации заговора и убийства коммуниста Костюничева, вывели из тюрьмы и повели по направлению к Горицам к месту учебного стрельбища. Приговоренных сопровождал отряд палачей из двадцати человек.

«Вот и наша Голгофа, — сказал епископ Варсонофий, приблизившись к месту казни. Игуменья Серафима покачнулась, она полагала, что их ведут в Горицы, чтобы посадить на пароход, не вполне веря, что будут казнить без суда. Епископ протянул руку, поддержал её и сказал: «Матушка, приободрись! Ты — лицо духовное. Нам надо на смерть идти, не боясь, с веселием. Наступит время, когда нам с тобой завидовать будут», — так потом опишет эти события Елена Стрельникова.


Гора Золотуха

Свидетельницей расстрела стала местная жительница Авдотья Белоножкова, рассказавшая много лет спустя: «Прибежал парень, говорит: «Что сидите, когда на солдатском огороде расстреливают?» Все и побежали. Горушка Золотуха ступенечками. Все стоят, а те бегают и говорят: «Не плакать. Плакать не велели». Все мужчины, одна женщина. Игуменья Серафима идёт, ног не подымает, волочёт без палочки. С палочкой бы полегче. В архиерея двенадцать раз стреляли, не могли попасть, всё стоял руки кверху. Один подбежал: «Опускай руки, а то — прикладом!» Молился. Как опустил, так и попали. Расстреляли шесть человек. После один, кто расстреливал, в тот день и погиб, потонул, страх взял».

«Игуменьи попали в лицо, размозжило голову, — подтвердит и протоирей Валентин Парамонов, который в 1993 году провел собственное расследование казни. — В епископа Варсонофия, пока он стоял с воздетыми кверху руками, не могли попасть. Двенадцатым выстрелом его убили. Убитых похоронить не дали. Вырыли общую могилу и положили по двое. На бедного клали богатого, а тело епископа Варсонофия положили на тело матушки Серафимы». В 1960 году над могилой казненных священнослужителей был выстроен свинарник, который снесли только в 2002 году.

Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 года расстрелянные причислены к лику святых новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания.

Впоследствии на месте вела раскопки церковно-археологическая экспедиция под руководством игумена Дамаскина (Орловского), однако останков казненных так и не нашли.

В 2005 году на горе Золотухе при помощи предпринимателя Виктора Мишинцева была воздвигнута часовня. На ней шесть куполов в память о шести расстрелянных. Приписана часовня к Кирилло-Белозерскому монастырю.


Эпоха репрессий

Репрессии священнослужителей тем временем продолжались по всей стране. Тем, кому повезло остаться в живых, пришлось отправиться в лагеря. Одним из них, реабилитированных прокуратурой Вологодской области в апреле 2017 года, стал настоятель Богородице-Рождественского храма на Нижнем Долу Александр Дмитриевский.

В 1781 году приход его церкви включал в себя 14 дворов. В 1892 году численность прихожан составляла 180 человек. Средства на существование храма и его развитие поступали не только от прихожан, но и от торговых людей, занимавшихся водными перевозками и торговлей.

Здесь хранилось немало православных святынь, которые по распоряжению советской власти подлежали изъятию в пользу государства. Наибольший интерес представляли иконы Ильи Пророка «Огненное восхождение» и Николая Чудотворца с изображением его жития. В ходе кампании по оказанию помощи голодающим ценности были вывезены из храма, но часть из них в 1922 году удалось спрятать и сохранить на время настоятелю Александру Дмитриевскому.

Сын псаломщика, выпускник Вологодской духовной семинарии, был рукоположен в сан священника в 1904 году и с тех пор служил в Богородице-Рождественском храме. 23 августа 1923 года священнослужитель был арестован за сокрытие ценных икон и направлен в губернский дом (ныне тюрьма на Чернышевского), в январе 1924 года освобожден от наказания и вернулся на службу священником при Леонтьевской церкви Сокольского района.

Однако в 1935 году Александр Дмитриевский вновь попал под репрессии по обвинению в «контрреволюционной агитации» как участник «контрреволюционной церковно-кулацкой организации». 20 марта 1936 года священник был приговорен к 10 годам заключения в концлагере, откуда уже не вернулся.

В 1930 году церковь на Нижнем Долу попала в список церквей Вологды, подлежащих сносу. Правда, от полного уничтожения храм удалось спасти. Сняли крест и разобрали часть помещений, организовали склад, а затем и зеркальное производство, и даже пекарню.

Сейчас церковь Рождества Богородицы на Нижнем Долу находится на реставрации.

Юлия Лаврова


Факт

По данным УМВД и УФСБ по Вологодской области, по политическим мотивам в разное время были репрессированы, сосланы в лагеря или казнены 36 тысяч человек. Эта цифра не является окончательной.


Из досье «Премьера»

Казни священнослужителей во время красного террора

1918 год

  • ХЕРСОН. Три православных иерея распяты на кресте.
  • ПЕРМЬ. Епископ Феофан (Ильменский) публично казнён путём периодического окунания в прорубь и замораживания. Епископ Андроник (Никольский) был зарыт в землю заживо.
  • КИРОВ. Епископ Исидор (Колоколов) расстрелян.
  • СТАВРОПОЛЬ. Казнены 37 священнослужителей.
  • УФА. Епископ Серапульский Амвросий (Гудко) убит штыком в спину.
  • ТОБОЛЬСК. Епископ Гермоген (Долганев) утоплен в реке Туре с двухпудовым камнем на руках.

1919 год

  • ВОРОНЕЖ. Одновременно убито 160 священников.
  • БЕЛГОРОД. Епископ Никодим (Кононов) благословил расстрельную команду, которая отказалась стрелять. Был выведен во двор под видом военного в шинели и там убит.
  • ТАРТУ. Епископ Платон (Кульбуш) убит прикладом винтовки и затем изуродован до неузнаваемости.

1921 год

  • СЕВАСТОПОЛЬ. Архиепископ Иоаким (Левицкий) казнен путём публичного повешения вниз головой в соборе.

| При подготовке материала использовались исторические очерки Тараса Осьминского, Елены Стрельниковой, Анастасии Коскелло, Елены Максимовой, протоиерея Валентина Парамонова, протоиерея Алексия Мокиевского, а также материалы, предоставленные нашей газете УФСБ Вологодской области и руководителем информационно-аналитического отдела Вологодской митрополии Павлом Щербиной.

15
0
Похожие статьи
  • 13 декабря' 16 | Как это было

    «Александр Иванович, отправленное с медведем я принял с удовольствием. Для лис это вылилось в 35 рублей, что довольно дорого».

    8
    0
  • 06 декабря' 16 | Как это было

    Накануне 140-летнего юбилея вологодской школы №1 ее выпускник Исаак Подольный нашел письмо с фронта, адресованное ребятам этого учебного заведения.

    9
    0
  • 11 октября' 16 | Как это было

    Ровно 20 лет назад руководитель Вологодской области был впервые избран прямым тайным голосованием.

    11
    0