о нас / справочная / реклама / архив Последнее изменение 22.09.2017 08:00
Республика ШКИД
Сюжеты: Дежурный по области, Новости компаний, Пароль — «Пелагея», Призраки «Варяга», расследования
Рубрика: Политэкономия / Транспорт

№13 (1012) от 4 апреля 2017 г.


На свой страх и риск

Всего вдоль железнодорожного полотна живет 3 тысячи человек. В поселке Каменка вместе с прилегающими территориями — 450 человек. | Фото с сайта infojd.ru

3 тысячи жителей поселков, прилегающих к единственной в России ширококолейной частной железной дороге в Грязовецком районе, могут остаться без сообщения с «большой землей».

Транспортная прокуратура вынесла предписание о прекращении пассажирских перевозок из-за отсутствия лицензии.

Владельцы дороги настаивают: железнодорожное полотно предназначено для грузоперевозок, проблему доставки людей должна решать власть. Власть, в свою очередь, оценивает затраты на строительство альтернативной автодороги как нецелесообразные расходы.


Советское наследие

Ширококолейная полноценная железная дорога протяженностью 288 километров от станции Вохтога, соединяющая между собой Грязовецкий, Тотемский, Никольский районы и имеющая ответвление на город Солигалич в Костромской области, была построена в 1933 году. Дорогу проложили специально для грузоперевозок из лесных районов, к тому же в Солигаличе находятся месторождения известняка, который сейчас доставляется по этой ветке в Череповец на предприятие «Аммофос».

В 30-х годах прошлого века вдоль железнодорожного полотна выросли большие поселки, в которых жили работники леспромхозов. Здесь появились школы, дома культуры, магазины — вся инфраструктура для жизни.

В упадок поселки начали приходить в 80-х, а переход на рыночные отношения их просто «убил». Леспромхоз был расформирован, частные предприятия, возникшие после преобразования, обанкротились, а жители остались. Всего вдоль железнодорожного полотна живет 3 тысячи человек. В поселке Каменка вместе с прилегающими территориями – 450 человек. Там даже сохранилась и работает школа.

«До 2006 года в этих поселках не было света, — рассказал «Премьеру» глава Грязовецкого района Михаил Лупандин. — Люди буквально жили с лучинами, где-то были генераторы. Линию электропередачи протянули только десять лет назад».

Осталась и железная дорога, которая в 2004 году перешла в частную собственность и до сих пор является единственной частной ширококолейной железной дорогой в России. На сегодняшний день ее владельцами являются три предприятия: костромское ОАО «Соликом», занимающееся производством негашеной, гашеной и гидравлической извести, ООО «Солиз», ведущее лесозаготовки, и Череповецкий ФМК, специализирующийся на производстве фанеры.

«В свое время мы эту дорогу буквально спасли, — рассказал «Премьеру» генеральный директор ЧФМК Евгений Коротков. — Основной вид деятельности этой дороги — грузоперевозки, то есть доставка грузов с территории Костромской области в Вологодскую».

Однако железная дорога выполняет еще одну — очень важную функцию — возит людей на «большую землю». Другого пути у 3 тысяч жителей Грязовецкого района нет.


Прокурорский надзор

«Мы ездим четыре раза в неделю за 48 километров до Вохтоги, — рассказывает директор школы в поселке Каменка Лидия Кулакова. — Каменка — лесной поселок, но только небольшая часть населения работает на местных предпринимателей, занимающихся лесозаготовками. В поселке есть школа, в которой учится 14 детей, есть ФАП, однако медперсонал два раза в неделю приезжает из Вохтоги. По железнодорожной ветке привозят почтальона с почтой и пенсиями. Это единственный способ съездить на прием к врачу в районную больницу или студентам техникумов и вузов приехать к родителям».

«До 2006 года затраты на пассажирские перевозки компенсировались из областного бюджета, — поясняет глава Грязовецого района, — в год на это выделялось порядка 2,8 миллиона рублей. Потом дотации отменили и переложили компенсации на районы. Но Тотемский и Никольский районы отказались от содержания. У них есть альтернативное дорожное сообщение. А у нас его нет. Поэтому ежегодно на эти цели мы закладываем в бюджет около 300 тысяч рублей».

В прошлом году пассажирские железнодорожные перевозки по частной ширококолейке представляли собой тепловоз, тянущий один пассажирский вагон. «Но собственник заявил, что это дорого, и в этом году вместо большого вагона появился маленький, на 16-18 мест, — рассказывает Лидия Кулакова. — Вот он и собирает всех по поселкам и возит туда и обратно».

А в начале 2017 года в Грязовецком районе разразился скандал. «Транспортная прокуратура после проверки выдала предписание о том, что пассажирские перевозки запрещены, так как собственник не имеет на этот вид деятельности лицензии, — рассказал Михаил Лупандин. — В отношении директора было возбуждено уголовное дело за «незаконное предпринимательство».

В итоге и муниципальная власть и 3 тысячи «придорожных» жителей оказались перед фактом: с 1 апреля возить нельзя, а другой дороги как не было, так и нет. И что делать?


«Это не наши проблемы»

«Это не наши проблемы, это проблемы местной власти, — считает Евгений Коротков. — Железная дорога — это бизнес-проект, и у него другие цели. Мы не должны заниматься пассажирскими перевозками».

Встал вопрос и о закрытии местной школы, ведь без связи с «большой землей» о полноценной жизни в Каменке и прилегающих поселках не может быть и речи. «Сейчас дети учатся в трех классо-комплектах: начальная школа, 5-6 классы и 8-9 классы. 7 класса у нас нет, — поясняет директор школы, — На будущий год запланировано только два класса. Но глава района нам обещал, что если даже в школе останется один ученик, школа будет работать!»

«Лицензию получить невозможно. Чтобы ее получить, нужно всю дорогу переложить заново, — она старая, — говорит Михаил Лупандин. — Собственнику не нужны эти затраты».

В итоге отчаявшиеся жители Каменки обратились в региональное отделение Общероссийского народного фронта, эксперты которого начали свое расследование, а параллельно и в прокуратуру Вологодской области с просьбой проверить соблюдение конституционных прав жителей лесных поселков. Оценили и проект строительства автодороги в удаленные поселки.

«Мы считаем строительство почти 50 километров дороги в отдаленный поселок неэффективной мерой, — комментирует член регионального штаба ОНФ Елена Земчихина. — По оценкам экспертов, эффективнее разработать программу по переселению жителей из лесных поселков. Речь идет о 177 домохозяйствах. И с учетом, что в поселках практически нет работы, расселение поселка – верный выход. Но решение этого вопроса требует времени, а ситуацию с перевозками нужно решать уже сейчас».

«Мы вновь заложили в бюджет на 2017 год порядка 300 тысяч на компенсацию перевозок. Они не будут остановлены. На наш страх и риск, — говорит глава Грязовецкого района. — Если надзорные органы не будут предъявлять немедленные требования, у нас будет время решить этот вопрос, обратиться в Правительство области за помощью».

Юлия Лаврова

Тэги: Грязовецкий район**, железная дорога






Самое читаемое
топ-10 недели (12.09.2017 - 18.09.2017):
  1. Чёрная карта (682 просмотра)
  2. Десять лет прошло с тех пор, как для жителей железнодорожного поселка Лоста закончился кошмар, в котором они жили не один год.
  3. Квартирный ответ (485)
  4. У отца двух детей продали за долги единственное жилье.
  5. Борис, ты прав! (475)
  6. Вологжанка Екатерина Ифтоди намерена дать своему ребенку фамилию его отца — Бориса Немцова.
  7. Знатоки (398)
  8. Съемочная группа программы «Следствие вели» канала НТВ три дня работала в Вологде.
  9. В аварийном состоянии (321)
  10. Правительство Вологодской области получило положительное заключение государственной экспертизы проектно-сметной документации ремонта ДКЖ.
  11. Свидетели истории (313)
  12. Когда-то эти здания были обычными жилыми домами, в основном для состоятельных вологжан...
  13. Все в сад! (270)
  14. Городские власти не оставляют намерения покупки новых помещений под детские сады.
  15. Концентрация ошибок (264)
  16. Только три района Вологодской области намерены в будущем году решить проблему расхождения систем координат в кадастре.
  17. План по валу (241)
  18. «Единая Россия» разгромно победила на муниципальных выборах в Вологодской области, на втором месте — самовыдвиженцы.
  19. Судьба гектара (233)
  20. Вологодская область рассмотрит опыт Дальнего Востока.
топ-10 месяца (15.08.2016 - 18.09.2017):
  1. Запоздалое эхо декрета (1263 просмотра)
  2. На устах у всех одна тема: «К пенсии дают доплату за детей!»
  3. Коней на переправе не меняют? (1149)
  4. Мэр Череповца Юрий Кузин ушел в отставку.
  5. Без лишнего шума (1082)
  6. Руководство ГИБДД по Вологодской области отстранено от исполнения обязанностей.
  7. Долг по наследству (852)
  8. Один из крупных банков взыскал с пенсионерки более 1 миллиона 700 тысяч рублей за квартиру дочери, умершей от рака.
  9. Период простоя (935)
  10. Один из крупнейших вологодских производителей молочной продукции прекратил свою работу.
  11. Новгородский след (864)
  12. В прокуратуре Великого Новгорода прямо во время совещания задержали бизнесмена — владельца вологодского магазина.
  13. Чёрная карта (682)
  14. Десять лет прошло с тех пор, как для жителей железнодорожного поселка Лоста закончился кошмар, в котором они жили не один год.
  15. Олег Димони может лишиться должности уполномоченного по правам человека? (646)
  16. Такая информация пронеслась по кулуарам вологодских органов власти в конце прошлой недели.
  17. Залог на свободу (637)
  18. Бывшая и.о. начальника Департамента сельского хозяйства Вологодской области Анна Беляевская освобождена из СИЗО под залог в 3 миллиона рублей.
  19. Спасите наши семьи (620)
  20. Социальный проект Детской деревни-SOS, открытый в Вологде шесть лет назад, бурлит от скандалов.
Дни рождения
сегодня

КОЧУРОВ Сергей Александрович, председатель Совета директоров ОАО «Вологдаэнергосбыт»

 

ПАХАРЕВ Сергей Михайлович, депутат Законодательного Собрания области

 
26 сентября

МОРДАШОВ Алексей Александрович, председатель Совета директоров ПАО «Северсталь»

 
Деньги тут
Доброе дело
Хорошие люди

© Материалы и фотографии, кроме использованных со ссылками, являются собственностью редакции газеты «Премьер».
Полное или частичное использование возможно с разрешения редакции. Справки по телефону в Вологде (8172) 72-94-66.

Создание сайта в Вологде