#ВКружевах

№12 (1011) от 28 марта 2017 г.

Выставка интересна посетителям любого возраста, особенно девочкам, девушкам и женщинам.

Большой популярностью пользуется у вологжан выставка «Листая свадебный альбом...», работающая в Музее кружева.

«Изначально планировалось, что экспозиция будет представлена в наших залах до середины мая, но мы видим, что принимают эту выставку очень доброжелательно, так что, скорее всего, продлим время ее работы до середины сентября, чтобы успели посмотреть все желающие», — говорит Наталия Боева, директор музея.

Такая популярность легко объяснима: свадьба — это одно из ключевых событий в судьбе человека, особенно в судьбе женщины. Да и сама выставка приурочена к 100-летнему юбилею управления ЗАГС Вологодской области.

Революция отразилась на всех сферах жизни, включая семейные отношения. 18 декабря 1917 года в России был принят Декрет «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов гражданского состояния». С этого времени свадебная традиция стала очень быстро видоизменяться.


Цвета любви

Основой выставки стали подвенечные и свадебные платья, аксессуары невест и свадебные атрибуты разных эпох из фондов Вологодского музея-заповедника. Так, у крестьян цветом свадебного платья был отнюдь не белый, а красный, считавшийся символом жизни и красоты. Красное платье украшали бисером и вышивкой, причем орнаменты тоже имели значение, в первую очередь использовались те, в которых «зашифрованы» символы плодородия, счастья, благополучия, гармоничного сочетания мужского и женского начал.

А вот белой была так называемая «плакательная рубаха». Ее невесты надевали накануне свадьбы. Девушкам полагалось кручиниться изо всех сил: считалось, чем горше оплакивает невеста свое девичество, тем слаще будет семейная жизнь. Да и сама свадьба воспринималась как сакральный переход из одной ипостаси в другую: невинная девица «умирала», а вместо нее «рождалась» замужняя женщина. Не случайно плакательная рубаха именно белая, ведь белый в крестьянской традиции — это цвет траура.

«До революции 17-го года существовало серьезное социальное расслоение, однако крестьянский обряд все равно значительно влиял на свадебные обряды мещан, купцов и дворян, поэтому замуж выходили в основном в ярком нарядном одеянии. Белым подвенечное платье стало только во второй половине XIX века. Существенную роль в этом сыграла свадьба королевы Виктории в Лондоне, поразившая в 1840 году воображение многих», — рассказала «Премьеру» Наталия Боева.

В поздней дворянской традиции платьев могло быть два: одно для венчания в церкви (белое и максимальное закрытое), а другое для светской церемонии. «Платье для светской церемонии могло быть даже темным, например, фиолетовым», — поясняет Наталия. Кстати, в экспозиции можно увидеть три одеяния начала XX века, скорее всего, принадлежавшие городским невестам, возможно, и дворянкам.


Красные свадьбы

После революции 1917 года традиционные свадебные обряды попали в опалу. Венчание не приветствовалось в связи с антирелигиозной пропагандой, а крестьянские обычаи считались пережитками прошлого, связанными с неграмотностью. В 20-е годы в молодежной среде пропагандировались «красные свадьбы».

Во время церемонии жених и невеста занимали места в президиуме, например, сельского клуба. Поздравлял их руководитель комсомольской ячейки или председатель колхоза. Затем молодые люди давали друг другу комсомольскую клятву любви и верности, обязательно сообщая окружающим о добровольности своего желания вступить в брак, и клялись воспитать будущих детей настоящими коммунистами. Однако «красные свадьбы» так и не прижились. Мало того, многие по-прежнему венчались. Тайно.

Кстати, в период с 1926-го по 1944 год фактическое сожительство уже считалось семьей, поэтому гражданские церемонии проводились редко. Во время войны и в первые послевоенные годы наряды невест становятся еще более скромными. Особенным шиком считаются трофейные платья, а также платья, сшитые из парашютного шелка. «В это время очень трудно определить по фотографиям, какие снимки являются свадебными, а какие обычными», — замечает Наталия Боева.

В 50-е годы девушки выходят замуж в нарядах пастельных тонов, но покупают их с таким расчетом, чтобы в будущем это же самое платье можно было носить на праздники, в кино или театр. Сами церемонии бракосочетания проводятся быстро при отделениях милиции одновременно с регистрацией похорон и разводов.

Однако в 1959 году в Ленинграде открывается первый в СССР Дворец бракосочетаний, и постепенно такие здания появляются и в провинции. В Вологде дворец бракосочетаний был открыт в 1972 году. В поздние советские времена церемонии вступления в брак становятся все красочнее и пышнее, складывается та самая свадебная культура, которая стала основой для современной городской свадьбы.

Символизируя связь времен, Губернаторский колледж народных промыслов и ремесел представил на открытии выставки две коллекции модной одежды: свадебную — «Цветные сны» и вечернего платья — «Мелодии любви». Обе состоят из дипломных работ студентов, подготовленных под руководством педагогов Оксаны Кирилловой и Ольги Гиндес.

Наталья Мелёхина

6
0
Похожие статьи
  • 27 июня' 17 | Кумиры

    Историк моды Александр Васильев сравнил рисунок вологодского кружева с парагвайским и предложил правительству региона организовать стажировку наших кружевниц в Италии.

    5
    0
  • 11 июля' 17 | Тусовки

    Эльдар Османов, владелец компании «Межрегионсоюзэнерго», в структуру которой входит Вологодская сбытовая компания, сыграл свадьбу дочери в Лос-Анджелесе.

    11
    0
  • 23 февраля' 16 | Рецензии

    Перед нами еще одна книга из проекта Вологодского отделения Союза российских писателей.

    5
    0