Трудный выбор

№3 (1002) от 24 января 2017 г.

Слухи о новых изменениях в системе местного самоуправления возникают с завидной регулярностью, равно как и перспективы объединения и укрупнения регионов. | Рисунок с сайта moyaokruga.ru

В России может произойти ещё одна реформа местного самоуправления.

Новый вариант МСУ с фактической ликвидацией сельских поселений обсуждают в Москве.

Модель сейчас активно обкатывается в Московской области и уже была поддержана в соседнем Смоленске, а также в Ленинградской области. В конце декабря Московская областная Дума предложила Госдуме изменить федеральное законодательство, чтобы её инициативы не расходились с положениями Конституции.


По следам первопроходцев

Суть нововведений состоит в следующем. Все входящие в муниципальный район сельские поселения сливаются воедино, а сам район преобразуется в городской округ. В 2015 году в рамках этой модели семь районов Подмосковья уже были реорганизованы. В конце прошлого года объявлено о том, что ещё девять могут пойти по тому же пути в самое ближайшее время.

«Очень важное направление, которое я хочу анонсировать, — это преобразование большого количества территорий в городские округа, но только там, где будет общественный консенсус», — цитирует слова губернатора Московской области газета «КоммерсантЪ».

Следом за Андреем Воробьёвым под занавес 2016 года о схожих намерениях заявил губернатор Смоленской области Алексей Островский. Ранее по аналогичному пути шли и другие регионы, преобразуя отдельные районы в городские округа. Для примера можно назвать Калининградскую, Иркутскую, Оренбургскую и Магаданскую области.


Темы для дискуссии

Отдельные депутаты Госдумы уже заявили различным федеральным СМИ, что такая практика противоречит сути системы местного управления. Такой же позиции придерживается и известный политтехнолог Григорий Казанков. «Если в России ликвидируют сельские поселения как уровень самоуправления, тогда вообще, я думаю, с местным самоуправлением проще закончить и отменить его в стране как таковое, — цитирует его слова интернет-портал «Региональные комментарии». — Это возможный подход, хотя, на мой взгляд, категорически неправильный и противоречащий Конституции».

С Казанковым не согласен директор по исследованиям близкого к ОНФ фонда «ИСЭПИ». «Важно не то, убивает реформа местное самоуправление или нет, — уверен Александр Пожалов. — С точки зрения социального восприятия важнее то, не ухудшат ли данные преобразования доступность представителей власти для населения. Важнее, как фактически поменяется или не поменяется жизнь граждан».

Администрация президента, по всей видимости, пока не выработала своей окончательной позиции по этому поводу и в ближайшее время навряд ли это сделает. Об этом «Премьеру» заявил политолог Александр Кынев, связывая свои прогнозы с тем, что новая команда в АП после прихода Сергея Кириенко еще не сформирована.

«Продолжение тренда будет зависеть от реакции, — полагает эксперт. — Если она будет агрессивной, недовольной, если будут публичные скандалы и электоральные протесты, то тогда это будет негативным фактором».


Не в обязательном порядке

В Вологодской области похожая модель преобразований обсуждается уже несколько лет. По замыслу авторов, в федеральный закон нужно ввести понятие сельского округа, но не внедрять его в обязательном порядке во всех регионах.

«Предложение состоит в том, чтобы внести изменения в закон и прописать понятие сельского округа, — рассказал «Премьеру» председатель Постоянного комитета по местному самоуправлению ЗСО Александр Гордеев. — Это дало бы возможность самим субъектам определять, в какой форме осуществлять местное самоуправление. Но тогда нам жёстко отказали, указав на то, что у жителей должна быть пешая доступность до центра муниципалитета».

Александр Гордеев полагает, что это вполне возможный вариант развития местного самоуправления. Но изменение не должно привести к ухудшению жизни простых людей. «Я считаю, что нужно не препятствовать новой инициативе, а трансформировать, утвердив ее на законодательном уровне, — говорит депутат. — Нужно дать возможность создавать сельские округа, отдав им полномочия сельских поселений и муниципальных районов. Но нужно оставить те администрации, которые есть, возможно, с меньшим числом работников, чтобы они занимались работой на местах».

Владимир Пешков


Наши комментарии

Алексей ШЕРЛЫГИН, первый заместитель губернатора Вологодской области:

— Правительство области выступает за сохранение системы местного самоуправления. Обращаю внимание: за сохранение, но не консервацию. [...] Но хочу обратить ваше внимание на тот факт, что административно-территориальное деление Вологодской области претерпело за последние сто лет немало изменений, многие существующие районы исчезли с карты области, названия каких-то районов остались в названиях поселений, а вместо них появлялись новые районы с новыми названиями, привычными сегодня для нас. Поэтому я считаю этот процесс нормальным, не эксклюзивным. Но еще раз обращаю внимание на то, что первичным перед принятием какого итогового решения станет мнение людей, проживающих на той или иной территории.

Алексей КАНАЕВ, депутат Государственной Думы:

— В Госдуме следят за тем, как развивается ситуация, в частности, в Подмосковье. Считаю, что любые решения могут быть приняты, если они поддержаны людьми. Ведь это же самоуправление: люди сами принимают решение, как управлять той или иной территорией. Если большинство выступит против, то будет неверным принимать решение против его воли — даже если смотреть безотносительно Подмосковья или других регионов. У нас такой вопрос, насколько я знаю, не стоит.

Евгений ШУЛЕПОВ, депутат Государственной Думы:

— С моей точки зрения, у нас перебор с числом муниципалитетов, их нужно сокращать, но насколько, это надо смотреть на конкретных примерах. Когда начиналась реформа местного самоуправления, были утверждения её идеологов о том, что не будет увеличения содержания чиновничьего аппарата. Но потом это вылилось в миллиарды рублей. Нужно изучать и совершенствовать систему без ломки и двигаться вперёд. Нужно обобщить опыт, в том числе и Вологодской области, а затем на федеральном уровне что-то подкорректировать.

Фёдор ХАБАРОВ, глава Великого Устюга с 2010-го по 2016 годы:

— Нужно каждую ситуацию рассматривать отдельно, это очень сложный вопрос. Московская область сильно отличается от Вологодской, совершенно разные расстояния и условия. То же самое можно сказать и о районах нашей области. Нужно поднимать сельское хозяйство, а не заниматься оптимизацией. Люди бы рады приехать и работать, но на селе может не быть ни администрации, ни ДК, ни ФОКа, ни ФАПа, а за справками придётся ездить за десятки километров.

Владимир КАСЬЯНОВ, политолог:

— У российского местного самоуправления так и не удалось до конца выработать правовую и экономическую основу. Прежде всего потому, что сильное местное самоуправление может значительно ослабить полномочия Центра, а это противоречит интересам современной политической элиты. Поэтому все попытки частичного изменения местного самоуправления в системе политической власти обречены на провал. В Московской области мы, по всей видимости, видим попытку уменьшения необходимых затрат на поддержку этого института.

Похожие статьи