Мороз – Красный нос

№2 (1001) от 17 января 2017 г.

В холода для туристов развернули пункты обогрева | Фото с сайта vologda-oblast.ru

Великий Устюг стал лидером в рейтинге самых популярных малых городов в России, несмотря на новогодние морозы и проблемы с транспортной доступностью.

В праздничные каникулы Вотчину Деда Мороза посетили 24 тысячи экскурсантов и туристов.

«Главная наша проблема — это транспортная удаленность, что сказывается в итоге на общей стоимости путевок на родину Деда Мороза. Даже поездка на автобусе обходится дорого, потому что, кроме топлива, организаторам нужно оплатить работу водителя, его медосмотр, питание, проживание, аренду теплого бокса, договор на ТО автобуса и так далее. И все это выливается в круглую сумму, которая входит в цену путевки», — рассказывает Наталья Боринская, начальник отдела туризма и межрегиональных связей администрации Великоустюгского района.


Транспортные проблемы

По информации сайта АО «Дед Мороз», программа «Новогодняя сказка», рассчитанная на четыре дня и три ночи, с 30 декабря по 2 января с размещением в гостиницах Вотчины или «Сухоне» обошлась организованным группам в немалую сумму: взрослому в 17700, школьнику — в 15100 и дошкольнику — в 14200 рублей. Два дня и одна ночь с 3 по 4 января в Вотчине стоили меньше — примерно 9 тысяч рублей.

В цену входит проживание, питание, автобусное и экскурсионное обслуживание, входные билеты по программе, услуги гида-экскурсовода, праздничный банкет и новогоднее шоу. Дополнительно семье из трех человек придется заплатить за проезд на поезде Санкт-Петербург — Котлас в купе туда-обратно (плюс автобус до Устюга) еще около 15 тысяч рублей, а в итоге вместе со стоимостью программы двухдневный отдых обойдется приблизительно в 42 тысячи рублей.

По итогам новогоднего сезона в Великом Устюге выяснилось, что морозы и сложности с дороговизной дорог отпугнули примерно одну треть туристов. «Мы рассчитывали, что к нам с 1 по 10 января приедет 36 тысяч человек, а приехали 24 тысячи, — объясняют в отделе туризма Великоустюгского района. — Причины понятны. С другой стороны, мы отработали очень качественно — нет ни одной жалобы. Только похвалы и радость от отдыха!»

На ТОПовых туристических сайтах у сказочного маршрута действительно позитивные отзывы. А рейтинг самых популярных малых городов России, который составили по данным бронирования гостиниц в городах с населением до 50 тысяч человек с 1 января по 31 декабря 2016 года, вывел родину Деда Мороза на первое место.

Но сами ответственные за отдых в Великом Устюге бьют в колокола, жалуясь на ценовую политику «РЖД Тур» и отсутствие прямых поездов, что, по их мнению, снижает туристический поток. В итоге ситуация была критичная — путевки проданы, гостиницы забронированы, а туристы не знают, как им добраться до Вотчины сказочного волшебника.


Отсутствие прямого поезда

Представители районной администрации и частных компаний Великого Устюга прогнозировали возможные проблемы с уменьшением турпотока еще в ноябре. Впоследствии генеральный директор АО «Дед Мороз» Татьяна Муромцева, выступая 21 декабря в Вологде на заседании оргкомитета по подготовке к зимнему туристическому сезону, возложила частичную вину за снижение турпотока на «РЖД»: из-за отсутствия прямых поездов и дороговизны железнодорожного транспорта.

По словам Муромцевой, туроператоров, с которыми «Дед Мороз» работает более десятка лет, заставили покупать вагоны через посредника — «РЖД тур»: «Путевки были проданы, например, в Челябинске и Екатеринбурге, а поезда нет, и людям путевки пришлось сдавать».

Параллельно петербургские туроператоры обратились с открытым письмом к президенту ОАО «РЖД» Олегу Белозерову и генеральному директору Федеральной пассажирской компании (ФПК) Петру Иванову по поводу новогоднего чартерного поезда из Санкт-Петербурга в Великий Устюг. Как сообщает RATA-news.ru, в письме отмечалось, что ФПК отказывается предоставить им железнодорожный состав напрямую, вынуждая бронировать его через компанию «РЖД Тур», которая «завышает стоимость аренды всех типов вагонов».


Историческая параллель

После жалоб туроператоров дело сдвинулось с мертвой точки. Представители «РЖД Тур» стали договариваться с компаниями, предлагая им подписать договор по более интересным тарифам. И некоторые претензии туроператоров действительно были сняты. «Например, мне наконец-то дали информацию по билетам и выделили нужные вагоны», — рассказала «Премьеру» Татьяна Павловна.

Появится ли прямой поезд до Великого Устюга в следующем турсезоне? Скорее всего, нет. По словам Лилии Сенченко, пресс-секретаря Вологодского отделения Северной железной дороги — филиала ОАО РЖД, отсутствие прямых поездов в самую восточную точку региона сложилось исторически: «Когда прокладывали железную дорогу, купцы Великого Устюга сделали все, чтобы прогресс до них не дошел, так как им было невыгодно терять собственное дело по сплаву леса».

Лилия Сенченко признает, что формировать прямые поезда до родины Деда Мороза РЖД сейчас невыгодно, поэтому железнодорожники и предлагают мультимодальные перевозки от Москвы до Котласа, а далее автобусом от Котласа до Великого Устюга по проездным документам, которые можно оформить одновременно во всех кассах АО «ФПК» и на сайте РЖД.

Рейсы «поезд-автобус» состыкованы по времени прибытия и отправления. «Из Вологды в Великий Устюг можно съездить и вернуться одним днем, так как автобус следует с заездом в Вотчину Деда Мороза», — говорит представитель РЖД.


Зимняя сказка

Единственный критический отзыв появился в соцсети и был связан с тем, что, несмотря на рождественские морозы, родители, которые приобрели путевку в Вотчину, продолжали гнать детей на великоустюгские горки и аттракционы!

«По нашим данным, ни одного обмороженного ребенка не было. МЧС развернули пункты обогрева, двери всех учреждений были открыты, чтобы туристы могли передвигаться от одного объекта к другому, погреться и попить чаю», — рассказывают в отделе туризма администрации Великоустюгского района, отмечая, что, к примеру, иностранцы с восторгом делились с устюжанами ощущениями от мороза.

Эксперты туристического портала Hotline.Travel среди причин снижающейся популярности направления указывают проблемы с дефицитом гостиниц, утомительные программы с 7-9 активностями в один день, отсутствием обжитой инфраструктуры в самом Великом Устюге.

В результате руководители туроператоров пришли к выводу, что дальнейшее продвижение проекта может оказаться под большим вопросом, так как «пропускная способность города ограничена. Люди приезжают не стоять в очередях, а пожить какой-то сказочной жизнью, что, вероятно, сейчас уже очень сложно».

Эти моменты отмечают и чиновники, и предприниматели, которые, кроме проблем с заданной сезонностью работы Вотчины Деда Мороза, считают, что пришло время уделить внимание украшению улиц Великого Устюга, их инфраструктуре и открытию в городе Парка аттракционов, ярмарок и музеев.

Марина Чернова


Самые популярные малые города России-2016:

  • 1. Великий Устюг (Вологодская область)
  • 2. Суздаль (Владимирская область)
  • 3. Сортавала (Карелия)
  • 4. Переславль-Залесский (Ярославская область)
  • 5. Плес (Ивановская область)
  • 6. Ростов Великий (Ярославская область)
  • 7. Печоры (Псковская область)
  • 8. Валдай (Новгородская область)
  • 9. Углич (Ярославская область)
  • 10. Торжок (Тверская область)
Похожие статьи
  • 17 января' 12 | Туризм

    Вологодский архитектор-дизайнер Ольга Паничева встретила Новый год в Нью-Йорке, на Таймс-сквер.

    2
    0
  • 21 мая' 13 | Экономика

    Проект «Дед Мороз» передан «Корпорации развития» — коммерческой компании при Правительстве области, а главный Дед Мороз России уволен из штата Департамента по туризму.

    7
    0
  • 06 декабря' 11 | Единоборства

    В Великом Устюге прошел межрегиональный турнир по рукопашному бою на Кубок Деда Мороза.

    1
    0